Возраст от 4 до 6, его еще называют дошкольным, очень насыщенный период в жизни каждого ребенка. Именно на этом этапе происходит формирование и совершенствование познавательных, творческих и эмоционально-волевых способностей ребенка. Ребенок активно развивается, так что каждый день может казаться родителям новым, с непредсказуемым поведением. Он задирист, непоседлив, любит подвижные игры. Про такого ребенка (переживающего период повышенной двигательной активности) можно услышать: “Он стал неуправляемым! Его не остановить! Он готов “стоять на ушах” двадцать четыре часа в сутки!”.

Родителям приходится насильно ограничивать двигательную активность ребенка. А его реакция на любое ограничение – гнев, который находит выход в агрессивном поведении. Агрессивность выражается и в конфликтности ребенка со взрослыми: вспышки раздражения, протест, неподчинение.

Как быть родителям? Для начала просто понять и принять то, что возросшая двигательная активность ребенка – всего лишь период в его жизни. Обычный, нормальный период, подобный периодам “ползанья”, “обучения ходьбе” и т. п. Это период переходный, но необходимый ребенку, чтобы изучить, освоить новые возможности своего тела.

Родителям не нравится, что он сильно шумит, громко кричит, бегает по комнатам и все переворачивает вверх дном. Причем делает это бесконечно и не хочет заниматься серьезным делом. Родителям придется набраться терпения и постараться не тормозить эту здоровую двигательную активность. Необходимо спокойно дождаться, когда ребенку самому надоест. А затем, в спокойный момент, когда родитель и ребенок будут настроены на общение друг с другом, заключить совместный договор по поводу будущих вспышек двигательной активности. Этот договор может звучать, например, так: “Давай договоримся, что сейчас, в течение пятнадцати минут, ты можешь делать в этой комнате все, что тебе захочется (кричать, валяться, бегать, топать), но потом сам все приведешь в порядок, и мы с тобой сядем и вместе почитаем. Или поиграем в настольную игру. Договорились?”

Важно, чтобы о таком договоре знали и другие члены семьи, чтобы случайно не нарушить установленные соглашения, начав ругать ребенка за шум.

В этом возрасте заявляет о себе и другая потребность, – это потребность в самостоятельности. Желание быть взрослым, независимым, все решать самому. Здесь вспышки агрессии –чаще всего протест против помощи и участия родителей в том или ином деле, неприятие всяческой опеки вообще. Вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребенка что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причем, принуждений бывает так много, что ребенок начинает открыто протестовать против них.

Родители должны помнить, что повышенный тон, давление, авторитарность (“все равно сделаешь так, как хочу я”) – самые неэффективные способы преодоления агрессивного поведения. Если реакция агрессии началась, необходимо дать ребенку возможность разрядки. Вы можете предложить ребёнку, например, разорвать на мелкие кусочки газету; поколотить огромную подушку; лежа на спине, одновременно бить по ковру и руками и ногами, крича при этом “нет, нет, нет…”; нарисовать свою обиду и разорвать рисунок. И только когда ребенок успокоится, обсудите с ним альтернативы выполнения вашего требования, договоритесь и о возможном наказании за подобные истерики. Пусть ребенок сам предложит вариант наказания, и вы примете решение вместе. Зная о последствиях, о наказании, которое заранее обговорено, ребенок сам будет воздерживаться от истеричных реакций (при условии, что истерика не единственный способ привлечь к себе ваше внимание).

Еще одна явная потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте, общение со сверстниками. Способность общаться включает в себя: желание вступить в контакт; умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации); знание норм и правил общения. Если эта способность не сформирована, а желание занимать в группе сверстников лидерские позиции велико, то ребенок часто кулаками стремится приобрести популярность в своей группе. Для родителей важно определить причину агрессивности своего ребенка (желание быть принятым в группу, за­нять место лидера и др.) и обучить его другим, адекватным способам завоевания авторитета, научить позитивно общаться со сверстниками. В любом случае, если агрессия, так или иначе, проявляется в поведении ребенка, то, какова бы ни была ее причина (явная или скрытая), родителям необходимо личным примером демонстрировать умение управлять собой.

Дети зачастую испытывают трудности при выражении своих чувств. Например, у вполне спокойного ребенка вдруг в последнее время участились вспышки необоснованного раздражения. Он стал “бунтовать”: назло родителям, может целые сутки ничего не есть или просидеть в своей комнате, не выходя весь день. Такое поведение нельзя считать прямым выражением агрессии. Оно, скорее, является попыткой избежать проявления своих эмоций. Причиной их вполне может быть нарушение эмоционального контакта с матерью. И, переполняющие его чувства (обида, страх одиночества, желание обратить внимание на себя, вызвать жалость), не найдя себе выхода, скрываются за чувством гнева (то ли на мать, не желающую дать ему любовь, то ли на себя, не способного вызвать ее любовь). Свое накопившееся внутреннее напряжение ребёнок выражает в косвенно-агрессивной форме: через протест, бунт, неподчинение.

Все наши психические, эмоциональные состояния тесно связаны с физиологическими изменениями. Если не выразить свой гнев прямо, то он выразит себя способом, который, скорее всего, окажется вредным для здоровья. Поэтому не следует подавлять гнев ребенка, нужно помочь ему найти приемлемые пути к выражению негативных чувств.

Одной из важнейших задач воспитания ребенка в семье является формирование поведения, которое позволит ему комфортно себя чувствовать среди людей. Это будет залогом и психического, и во многом физического здоровья. Поэтому, объясняя, как себя правильно вести, что можно и что нельзя, родители должны учитывать, насколько необходимы эти умения в той среде, где придется жить их ребенку. Усваивая способы взаимодействия с окружающими, ребенок сможет приспособиться к окружающему миру, сможет реализоваться и благодаря этому быть просто счастливым.

Show Full Content
Назад Как перестать лениться и начать планировать свое время
Далее Приемы и методы саморегуляции (Советы психолога для беременных женщин и матерей)
Close

Следующая запись

Close

Социальная служба экстренного реагирования

06.04.2020
Close