Для начала подумайте, а что Вы понимаете под доверием? Если для Вас это желание знать, что происходит с ребенком, что его тревожит, с какими сложностями он сталкивается, с кем (а самое важное о чём)общается, с кем дружит (список можно продолжать бесконечно),и это желание обусловлено стремлением к контролю, тогда это точно не про доверительные отношения с ребенком. Первый постулат о выстраивании доверительных отношений, который необходимо усвоить всем родителям, заключается в том, что у Вашего ребенка могут быть “свои секреты”, которые не содержат в себе никакой опасности, но они слишком “свои” и слишком “личные”, чтобы рассказывать о них даже Вам, родителям. Осознайте и примите, что ребенку требуется личное пространство без постоянного вмешательства со стороны взрослых, ребенок имеет право на выстраивание личных границ. Зная, что Вы доверяете, ребенок, как правило, не сделает ничего, что могло бы это доверие разрушить.

В чем же причина отсутствия должного доверительного общения? Таких причин достаточно много, но рассмотрим некоторые из них:

  • Как и любое событие на свете, нарушение доверительного общения имеет истоки, оно не возникло одномоментно, и зачастую это свидетельствует о недостаточном развитии детско-родительской эмоциональной связи. Родители наивно полагают, что доверие неразрывно связано с количеством повторений следующих фраз: “Ты можешь доверять мне/ Ты можешь рассказывать мне всё”, но, к сожалению, это так не работает, особенно, если ребенок видит несоответствие сказанного с реакцией взрослого на какой-то из его “секретов” (см. следующий пункт).
  • Не удивляйтесь, что из Вашего чада невозможно и слова выпытать, так же, как и тому, что он о чем-то умалчивает и намеренно врёт, если Вы хоть раз “неправильно”отреагировали на рассказанную “тайну”. Запомните простые правила:
  1. Если вы ругаете ребенка, когда он сам пришел и рассказал, что “набедокурил”, то это станет последним разом, когда ребенок пошел на откровения.
  2. Если на какое-либо из признаний ребенка Вы посмеялись/высказали мнение, что это глупости\обозвали или попросту проигнорировали ребенка, то будьте уверены, что о переживаниях и чувствах ребенка Вы больше не услышите.

Кому захочется, во-первых, “вызвать немилость”, а во-вторых, быть отвергнутым и непонятым. Поймите, что пробовать принимать самостоятельные решения, ошибаться, неверно просчитывать последствия своих действий ребенок не перестанет, а рассказывать об этом Вам –перестанет. Научитесь в первую очередь выслушивать своего ребенка, а не ругать. Сломал игрушку–скажите, что разделяете расстройство малыша. Рассказал, что разбил кружку– поблагодарите, за то, что он рассказал это, а затем покажите, как устранить последствия. Дочь рассказала, что считает себя некрасивой – скажите, что понимаете её переживания и Вам очень важно, что она поделилась этим с Вами, а не “отмахивайтесь” от неё и не говорите, что “это всё ерунда, главное, что она учится хорошо”.Проговаривайте, как устранить последствия, если они наступили, и какие выводы надо сделать. Говоря с ребенком о его чувствах и переживаниях, Вы даете понять, что принимаете его, даже если он сделал то-то “не так”.

И вот подошло время для главного вопроса: “Что делать, чтобы восстановить утраченное доверие?”

  1. Безусловное принятие родителем своего ребенка. Это значит, что Вы должны транслировать своим поведением, что любите своего сына или дочь вне зависимости от того, что он делает. Расстроили ли Вас какие-то поступки ребенка, получил плохую оценку, проиграл в соревнованиях и т.п. – дайте понять, что все это никак не повлияет на Вашу любовь к нему.
  2. Удовлетворение потребности ребенка во взрослости. Порой сделать первый шаг в сторону принятия взросления ребенка очень тяжело. Однако признавая право ребенка на взросление, вы помогаете ему почувствовать собственную важность и значимость. Научитесь воспринимать ребенка, как взрослого, пусть у него пока и нет ваших возможностей, опыта и понимания взрослой жизни, но есть большое желание, а главное – внутреннее ощущение собственной взрослости. Помогите своему ребенку пройти такой этап, когда, с одной стороны, он уже не ребенок, но с другой стороны, и взрослые пока его не принимают.
  3. Предоставьте право выбора. Позвольте ребенку быть собой, самому принимать решения и совершать ошибки. Да, ошибки – это всегда больно и неприятно, но как по-другому узнать, если их не совершать? Взваливая все решения на свои плечи, Вы забираете у ребенка возможность стать ответственной личностью. Учиться на родительских ошибках, конечно, хорошо и более безопасно, но позвольте ребенку “прожить” его путь.
  4. Делитесь своими переживаниями. Рассказывайте о том, что Вы тоже совершали ошибки, оступались,и как вы с этим справлялись. Делитесь своим опытом (не путайте с наставлением и вразумлением). Ребенку нужно понимать, что он не один такой, что Вы его понимаете.
  5. Уважайте личные границы ребенка. Не стоит проверять переписку, звонки, читать личные дневники, залезать в ящики с личными вещами ребёнка, как бы Вам этого не хотелось.
  6. Постарайтесь принять друзей и возлюбленных своего ребенка. Возможно, они не всегда будут Вам нравиться. Это нормально. Но это выбор ребенка, это его право выбирать, с кем дружить и кого любить. Личная жизнь ребенка – это его личное пространство, в котором хозяин – не Вы. Конечно, и в этой сфере жизни будут ошибки и разочарования, но этот опыт необходимо получить. Да, Вас можно понять, что вы тревожитесь из-за частых смен компаний и друзей, но как Ваш ребёнок должен понять, с кем ему комфортнее?

Статью подготовила Распутина Анна Александровна,

психолог бюджетного учреждения Омской области

“Центр социальной помощи семье и детям

(с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад Онлайн-марафон ДЕНЬ ОМИЧА стартует 14 августа
Далее ПРОЦЕДУРА УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РЕБЕНКА ОТЧИМОМ/МАЧЕХОЙ
Close

Следующая запись

Close

Информация о действующих на безвозмездной основе кружках, секциях, клубах по интересам для детей на территории Павлоградского муниципального района

12.02.2021
Close