Каждый день мы проживаем с определенными чувствами, эмоциями. Будь то чувство спокойствия и радости или тревоги и раздражения, они всегда есть. Именно они определяют нашу удовлетворенность прожитым днем, а значит и жизнью в целом.

Но что такое эмоции? Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? Большинство людей не могут ответить на этот вопрос однозначно. Как и всё знакомое нам с младенчества и, казалось бы, “очевидное”, при формулировании вызывает затруднения. Возможно, замешательство связано с нашим неоднозначным отношением к данному явлению.

С одной стороны, эмоции – это то, что наполняет нашу жизнь, делает ее уникальной и яркой, с другой, в процессе роста и взросления мы, зачастую, привыкаем всё больше обесценивать их, начинаем относиться к эмоциям, как к чему-то не важному, не существенному, второстепенному, даже вредному, учимся игнорировать и подавлять их.

Многие считают, что показателем контроля эмоций является способность не выдавать их, сохраняя безучастное выражение лица и полное спокойствие, то есть игнорировать и подавлять. Это глубочайшее заблуждение. Ведь если задаться вопросом: как игнорирование какого-то явления относится к его контролю, приходит однозначный ответ: никак!

Зачем же они нам нужны? Для выживания. Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения). Выполняя функции отрицательного или положительного подкрепления, эмоции способствуют выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения или же устранению реакций, утративших своё биологическое значение. Способность человека распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, понимать и учитывать мотивацию и желания собеседников является залогом успешной адаптации в окружающем мире.

Стоит помнить, что действие эмоций не замыкается рамками эмоциональной сферы, а распространяется на познавательные процессы, имеет выход на мотивационную и волевую сферы человека, оказывает влияние на его здоровье.

Действие эмоций затрагивает все органические процессы. Под воздействием эмоций происходят изменения в деятельности органов дыхания, кровообращения, пищеварения, желез внутренней секреции.

С органической точки зрения, эмоции – это полносистемная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей, проявляющаяся в форме непосредственных переживаний, которые возникают из-за того, что мозг, оценив раздражители, дал команду железам выделить в кровь те или иные гормоны. То есть, эмоции, наша радость, печаль или гнев обусловлены физиологически, а значит, игнорировать их, подавлять усилием воли или отрицать нелепо и бессмысленно.

Что же тогда с ними делать? Признавать, распознавать и выражать. Но как это сделать, не рассорившись со всеми вокруг? Ведь порой негативные эмоции бывают настолько интенсивными, что хочется “рвать и метать”, как их выразить социально приемлемым способом? Для этого и необходимо развивать навык управления эмоциями, который включает в себя такие составляющие как: умение правильно распознать эмоцию, прожить и выразить.

Эмоциональный интеллект в широком его понимании – это способность понимать свои эмоции, адекватно их выражать, контролировать, а также способность понимать эмоциональные состояния других людей, и в соответствии с этим оптимально выстраивать отношения с окружающими.

Также можно выделить конкретные способности эмоционального интеллекта (эмоциональные компетенции):

– умение контролировать свои аффективные импульсы;

– умение определять свои чувства и признавать (принимать) их;

– способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

– умение эффективно общаться с другими людьми, находить общие точки соприкосновения;

– способность распознавать и принимать чувства других людей;

– способность к эмпатии.

Полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Эмоции не могут быть подменены, подавлены интеллектом, потому что отсутствие эмоций, бедность эмоций ведет к пассивности мыслительных процессов.

Успеваемость в школе удивительным образом зависит от эмоциональных характеристик, сформированных в дошкольном возрасте.

Таким образом, эмоциональное развитие человека имеет большое значение для его жизни и оказывает влияние на все сферы его жизнедеятельности.

Статью подготовила Вязигина Людмила Алексеевна,

психолог бюджетного учреждения Омской области

“Центр социальной помощи семье и детям

(с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад 10 вопросов о Телефоне Доверия
Далее Взаимоотношения подростков
Close

Следующая запись

Close

#ПоколениеАшан вручили первоклассникам наборы для школы

14.09.2020
Close