Сам по себе страх является продуктивной эмоцией. Ребёнок, который развивается в соответствии с возрастными нормами, должен уметь бояться. Но, существует тонкая грань, за которой обычный, нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию.

Безграничное множество детских страхов настолько вариативно и индивидуально, что не всегда родитель может осознавать наличие определенного проявления у своего ребенка. Главное в “работе” со страхами транслировать своему малышу безусловное принятие и понимание имеющихся у него опасений, проговаривать с ним, что Вы воспринимаете всерьез его тревогу.

Объекты детских страхов и их особенности находятся в прямой зависимости от пережитого опыта ребёнка, уровня развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности, неуверенности в себе. Истоками возникновения детских страхов могут являться:

  1. Травмирующая ситуация (ребенок остался один в тёмной комнате, вследствие чего стал бояться темноты, укусила собака – стал бояться больших и маленьких собак, стихийное бедствие и т.д.).
  2. Впечатлительность, внушаемость (боязнь приведений, монстров, “злого взрослого” и т.д. как следствие, например, неосторожно сказанного слова на данную тему).
  3. Перенесенная ребенком болезнь.
  4. Возникновение ситуативных страхов из-за внезапного действия, резкого звука, падения и т. д.
  5. Особо бурная фантазия, характерная для детей дошкольного и младшего школьного возраста, побуждающая воображение “рисовать” в сознании ребенка невероятные события, которые принимают почти реальную форму.
  6. Некоторые страхи вытекают из конфликтов со сверстниками или с родителями.
  7. Возрастные страхи, которые имеют временный характер (ночные кошмары, страх смерти, страх сказочных существ и т.д.)
  8. Копирование реакции на ситуацию. При столкновении с незнакомым прежде событием ребенок смотрит на реакцию значимого взрослого – родителей, учителей и т.д., и на реакцию сверстников. Если окружающими транслируется тревога, боязнь, испуг, то ребенок улавливает этот посыл, и опыт реагирования на данную ситуацию закрепляется подобным образом. Если же транслируется спокойствие, то у него формируется устойчивая позитивная модель реагирования.

Ошибки родителей, способствующие возникновению детских страхов

Спокойная атмосфера внутри семьи, доверительные отношения с родными существенно уменьшают возможность возникновения страхов у ребенка. Зачастую родные сами того не осознавая, порождают возникновение тревожных состояний у ребенка. Например, тревожность может появиться вследствие:

  1. Использование запугивания для послушания или из желания предостеречь ребенка от опасности.

Так как малыш априори доверяет взрослому, он беспрекословно принимает за истину все слова, сказанные ему. Вследствие чего, ребенок начинает верить в то, что придет “бабайка”, которая заберет его, если он не будет слушаться. Или же ребенок начинает думать, что любой “взрослый дяденька” хочет его украсть.

  1. Отказ воспринимать тревогу ребенка всерьез.

Спровоцировать детский страх могут незначительные, с точки зрения взрослых, события. Например, ребенка пугает силуэт стула в темноте. Вместо того, чтобы предложить ребенку вместе посмотреть что это за силуэт, и оказать свою поддержку, родители высказывают свое недоверие, говорят, что бояться нечего и просто выключают свет и уходят из комнаты, а тем временем воображение ребенка “дорисовывает” пугающую картинку в сознании.

  1. Гиперопека.

Проявление тревоги за собственных детей – естественное выражение родительской любви, но иногда происходит так, что проявление заботы становится чрезмерным. Например, падая, ребенок получил ссадину, а мама в это время рассказывает, что это очень опасно, это очень больно, что в эту ранку попали вредные микробы, всячески проявляет жалость, озабоченность, сочувствие. В следующий раз, когда ребенок порежется или поранится, у него уже будет подготовлена почва для паники.

Практические рекомендации по купированию страхов с использованием игр и упражнений рассмотрим в следующей статье.

Show Full Content
Назад Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представляет выставочно-издательский проект «Мюнхгаузен в Сибири»
Далее Определение личных границ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Напоминаем о завершении двух конкурсов, проводимых в Омске и Омской области

11.02.2020
Close