Людей, в том числе и детей, не боящихся вообще и ничего, не бывает.

Что такое страх и зачем он нужен?

Страх – базовая эмоция, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей.

Ощущение страха у ребенка – состояние, сопровождаемое чувством беспокойства, которое развивается в результате ожидания реальной или мнимой опасности.

Страх мобилизует силы для активной деятельности, что способствует выживанию, запоминанию опасных или неприятных событий.

Детские страхи можно разделить на естественные возрастные и внушенные (спровоцированные).

Возрастные естественные страхи:

– младший дошкольный возраст – в основном биологические страхи (разлука с мамой, громкие неожиданные шумы, незнакомые люди, смена обстановки, засыпание, изменение порядка жизни, объекты угрожающе большого размера, темнота, одиночество, замкнутое пространство);

– дошкольный и младший школьный возраст – появляются социальные страхи (страх быть осмеянным, отвергнутым, наказания, несоответствие ожиданиям, боязнь ответственных заданий). В 6-7 лет – страх смерти, когда у ребенка формируется чувство времени, он понимает, что жизнь небесконечна.

Взрослым необходимо знать и понимать факторы, способствующие появлению страхов:

– неудовлетворение базовых потребностей ребенка;

– запрет на выражение чувств и эмоций (чаще всего злости и печали);

– отрицание страха (“да ты что, это нестрашно”, “видишь, папе же нестрашно”);

– множество запретов, требований;

– частые конфликты в семье;

– наличие страхов у родителей;

– бесконтрольный просмотр фильмов и передач с возрастными ограничениями;

– гиперопека;

– перегрузка левого полушария (форсирование интеллектуального развития).

Важно знать, что страх и боязливость дошкольного возраста не являются устойчивой чертой характера и при правильном реагировании взрослых относительно обратимы.

Присутствие страха говорит о том, что ребенок старается справиться с неблагоприятными впечатлениями и стремится все же их победить. Непреодоленные в детстве страхи, ребенок, взрослея, несет с собой во взрослую жизнь, так же передавая их уже своим детям.

Для того чтобы ребенок без последствий проживал свои страхи, взрослый должен помогать ему в этом:

– телесный контакт обязателен (гладить, укачивать, обнимать, медицинские манипуляции только на руках у родителей);

– важны определенные правила, учитывающие возраст;

– признание чувства страха (называть, проговаривать);

– никогда не угрожать! (“уйду”, “отдам”, “заберет”);

– помнить, что бояться – это естественно, важно! – Как для девочек, так и для мальчиков;

– травмирующую ситуацию можно проиграть через сказку, игру, нарисовать рисунок, с которым ребенок сам решает, что делать, лепить из пластилина “чудищ” и “побеждать их”.

Статью подготовила: Грачева Елена Геннадьевна,

психолог бюджетного учреждения Омской области

“Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад 3 февраля в 15.00 состоится презентация новой экспозиции “Западноевропейское искусство XVI – начала XX века”. Место проведения: Врубелевский корпус, ул. Ленина, 3
Далее Опрос по болевым точкам. Примите участие в общероссийском опросе!
Close

Следующая запись

Close

После уроков!

17.12.2019
Close