Дорогой друг, скоро у тебя экзамены. Давай сделаем всё возможное, чтобы снизить тревогу в этот ответственный период. Да, это время насыщенно стрессом и беспокойством. Важно отметить, что немного стресса может быть полезно. Стресс обостряет наши чувства, мобилизует организм и это означает, что для тебя это важно. Однако, если тревоги слишком много, то твоё здоровье начинает страдать, а работоспособность снижается.

В своей жизни ты уже много раз проходил испытания, это были контрольные работы, ответы у доски, различные соревнования. И каждый раз ты, возможно, волновался. Экзамен – это безусловно стресс, а экзаменационный стресс – это не только интеллектуальное, но и физическое и психологическое напряжение. У каждого человека на испытания своя реакция. Один мобилизуется, концентрирует своё внимание, у него активизируются процессы памяти, внимания, мышления. А другой человек впадает в панику, волнуется, у него появляется растерянность, страх неудачи, забывает даже то, что хорошо знал.

Как же сделать так, чтобы экзамен был сдан успешно, без тревоги и паники?

Тебе нужно понять, какие факторы могут усиливать волнение, а какие – помогут с ним справиться на экзамене.

Первый и достаточно важный фактор – это отношение к важному событию. При негативном отношении ты считаешь, что не справишься, не сможешь выполнить задания. К сожалению, бывает, что и взрослые, которые находятся рядом, тоже способствуют созданию негативной установки. Но ты, всё же, можешь настроить себя на успешную сдачу экзамена. Вспомни, когда у тебя всё получалось, свои успехи, то, за что ты можешь себя похвалить. Запомни это чувство успеха и радости! Ведь это значит, что ты можешь сдать и этот экзамен!

Второй фактор – это ситуация неопределённости и ограниченности во времени. В течение учебного года ты много занимался, решал различные варианты подобных тестовых заданий. Для того, чтобы не растеряться и минимизировать неопределённость на предстоящем экзамене, можешь представить себе, так сказать, визуализировать, как заходишь в аудиторию, садишься, какие предметы у тебя есть с собой, выполнить одно задание, одним словом, отрепетировать волнительный момент. Ситуация с ограниченным временем тебе тоже знакома, когда выполнял самостоятельную или контрольную работу, поэтому нужно просто определить для себя до экзамена на какие задания уйдёт больше времени, а на какие – меньше.

Следующий фактор – это твои индивидуальные особенности работоспособности и то, как ты организуешь свою деятельность. Кто-то начинает сразу погружаться в работу, а кому-то нужно время для того, чтобы сосредоточиться. Понимание своих индивидуальных особенностей поможет сохранить самообладание, распределить время на решения заданий и короткого отдыха.

Ещё один важный фактор – это сохранение своего физического здоровья на этапе подготовки к экзаменам. Ведь физическое перенапряжение ведёт к интеллектуальному и эмоциональному перенапряжению. Поэтому, как бы это банально не звучало, но соблюдение режима дня, режима занятий и отдыха благотворно скажутся на твоём состоянии во время экзаменов.

При подготовке тебе, возможно, будет удобно систематизировать и обобщить знания, сделать схемы, планы, зафиксировать основные фрагменты учебных материалов. Это задействует зрительную память, двигательную, логическую, а если проговаривать то, что пишешь, то и слуховую. Выдели и проанализируй сложные моменты, определи, как ты можешь справиться с ними.

Чтобы понять, что страхом можно управлять, что ты хозяин своих эмоций, нарисуй свой страх в виде какого-то образа, посмотри на него и ощути, что теперь он не так уж и страшен, а затем нарисуй новый, дружественный образ.

Также существуют некоторые экспресс-приёмы, которые тебе помогут уже непосредственно на экзамене снизить тревогу и напряжение.

Рассмотрим некоторые из них:

– контроль дыхания (на 1-2-3 делаешь вдох, на 4-5-6-7-8 делаешь долгий выдох, на 9-10-11 задерживаешь дыхание). Это упражнение можно повторить 3 раза;

– для активизации левополушарных процессов головного мозга, которые отвечают в том числе за логику и рассудительность, сделай резкий поворот головы вправо;

– контроль моргания (чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз);

– переключение внимания на предмет (займёт около одной минуты). Выбери любой предмет, находящийся в поле зрения, например, карандаш и мысленно назови его, назови пять любых его свойств, какие придут в голову, и зачем этот предмет нужен.

Всегда, на протяжении подготовки к экзаменам, настраивайся только на хороший результат!

 

Статью подготовила: Грачева Елена Геннадьевна,

психолог бюджетного учреждения Омской области

“Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад 17 мая – Международный день Детского телефона доверия
Далее Регистрация по месту жительства
Close

Следующая запись

Close

Центр профориентации приглашает на вебинар женщин, имеющих детей до 7-ми лет

06.12.2021
Close