Каждый наш день наполнен разными событиями, которые вызывают как положительные, так и отрицательные эмоции. О важном значении эмоций для развития и воспитания ребёнка говорил К.Д. Ушинский: “…воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее в направлении их должно видеть свою главную задачу”, при этом подчеркивал подкрепляющую функцию эмоций. В современном же мире родители с раннего возраста стараются развивать интеллектуальные способности детей, ребёнок чаще общается с различными “гаджетами”, чем со своими сверстниками. Значение подвижных игр и живого общения стало уходить на второй план. В непосредственном общении детей между собой нарастают некоторые проблемы в эмоциональной сфере. Психоаналитик П. Куттер отмечает, “…сейчас проповедуется воспитание, лишенное чувств и эмпатии в отношениях с ребёнком. Современное образование сводится к познанию, но не является аффективным (чувственным)”.
Эмоции важны для выживания и благополучия. Эволюционное значение эмоций в том, что они создают невероятную широту и глубину в поведении человека, выводят его на новые вершины мотивации и достижения поставленных целей. В эмоции участвуют психический, вегетативный и психомоторный уровни реагирования, поэтому это – психофизиологическое состояние. Эмоции вызывают изменения в отделах головного мозга, влияют на восприятие окружающего мира, участвуют в формировании личного опыта. Важно не отделять их от процесса обучения, чтобы развитие ребёнка проходило в комплексе.
Интеллектуальное развитие тесно связано с особенностями мира чувств. Ребёнок зачастую находится в плену своих эмоций, чувств, он ещё не научился управлять ими, и это может приводить к излишней импульсивности, повышению уровня тревожности, неустойчивости настроения, осложнениям в общении. Очень важно и нужно учить распознавать эмоции, научить в процессе общения внешне выражать эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Неправильное понимание эмоций другого человека, ровесника или взрослого, может стать причиной тревожности, враждебности, замкнутости. Также важно понимать, что накладываемый запрет на выражение эмоций ведёт к сбою во “внутренней системе управления”. И тогда ребёнок начинает приспосабливаться, выражает те эмоции, которые дозволены или определяют его видимое поведение. Если подавлять отрицательные эмоции, то происходит обеднение и положительных.
Признание права за теми эмоциями, которые испытывает ребёнок, а также обучение прямо говорить о тех чувствах, которые он переживает, впоследствии помогут избежать невротизации. Управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление важно с детства, еще в 1782 году великий педагог И.Г. Песталоцци писал: “Самое главное – это научить детей владеть своими чувствами”.
Способность понимать и обозначать эмоции является важным условием адекватного развития эмоциональной сферы. Работа с чувствами помогает осознавать границы своих возможностей, формулировать свои потребности, осознавать ресурсы для достижения потребностей.
Маленький ребёнок пребывает в гармонии со своими чувствами. Легко догадаться, когда малыш радуется, злится, грустит, он не скрывает своих эмоций, его тело и способность выражать эмоции действует как единое целое. Увы, со временем дети встречаются с травматическим опытом, с непониманием со стороны взрослых, чувством одиночества, ограничения своей активности в проявлении чувств и тогда они учатся у взрослых манипулировать своими чувствами, выражая то гнев, то радость, то вызывая сострадание со стороны, то удовлетворенность их достижениями. Ребёнок запоминает в каких ситуациях это дало нужный эффект, и в последующем пользуется этим в аналогичных случаях.
Существуют различные способы эмоциональной регуляции ребенка. Это управление дыханием, физические упражнения, ведение личного дневника, совместная деятельность, например, посещение театра и кино, спортивные игры, пение и игра на музыкальных инструментах, туристические походы, обсуждение семейных дел и разработка планов на будущее. Замечательная книга Наталии Кедровой “Азбука эмоций” поможет взрослым и детям познакомиться с различными эмоциями, понимать как свои чувства, так и чувства других и как их выражать.
Задача родителей помочь ребёнку научиться переходить от спонтанного применения естественных способов снятия напряжения, разрядки и стимуляции к сознательной регуляции. В.М. Бехтерев считал необходимым регулировать эмоциональное состояние маленьких детей, так как “переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребёнка, в том числе и интеллектуальному”.
Статью подготовила Грачева Елена Геннадьевна,
психолог бюджетного учреждения Омской области
“Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”