Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. Увеличилось количество детей с нарушением физического развития, хронических заболеваний, эпидемические заболевания. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников СРЦН. Зачастую ребята попадают в наше учреждение вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребенок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к вредным привычкам, пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают нарушения физического развития, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Все эти факторы вызывают острую необходимость в формировании у детей навыков ЗОЖ. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие “здорового образа жизни (ЗОЖ)” как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников является одной из важнейших задач реабилитации несовершеннолетних в нашем учреждении.

 В работе по охране и укреплению здоровья воспитанников реабилитационного центра преследуются следующие цели и задачи:

– создание безопасной и здоровой среды (микроклимат, освещенность, удобная мебель, организация здорового и полноценного питания, пожарная безопасность, электробезопасность);

– психологическая поддержка воспитанников, профилактика девиантных форм поведения;

– профилактика утомляемости, охрана зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата;

– организация и проведение прогулок;

– лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья;

– проведение уроков здоровья, праздников Здоровья;

– организация спортивных мероприятий;

– формирование здорового образа жизни.

Дети, поступающие в Центр, очень часто бывают лишены чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в домашних условиях. Поэтому первоочередная задача специалиста СРЦН и всех его сотрудников дать эту безопасность своим несовершеннолетним воспитанникам, обеспечить необходимые условия для комфортной жизнедеятельности. Для этого в Центре предусмотрены: удобная необходимая мебель, организация питания с учетом здоровья детей, хорошая освещенность, соблюдение  температурного режима. Огромное значение уделяется пожарной безопасности детей, электробезопасности. С воспитанниками проводятся беседы по этим темам, противопожарные мероприятия, учения. Педагогами оформлены стенды по противопожарной безопасности.

Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, – все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком – создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах. Для этого в Центре с детьми проводятся занятия с психологом, анкетирование и тестирование детей на выявление уровня самооценки, тренинги по коррекции самооценки.

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни – это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:

Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждения заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание. Постепенно материал усложняется.

Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж. Большое значение имеет активный отдыхглавная задача которого – доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно, чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.

Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты.

В процессе образовательной деятельности дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей, и др.), рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Особое внимание уделяем формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Работаем над воспитанием самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также даем знания о правильном питании, так как прием пищи является одним из режимных моментов в центре.

Важным звеном в работе по сохранению и укреплению здоровья детей являются лечебно-профилактические мероприятия, такие, как закаливание (обтирание холодной водой, обливание ног прохладной водой), дыхательная гимнастика. К таким мероприятиям также относятся проветривание помещений, их гигиеническая уборка, в которой участвуют и сами дети. Профилактические занятия такие, как уроки здоровья: “Болезни грязных рук”, “Профилактика гриппа”, “Гигиена тела”, “Культура и гигиена быта” и т. п. приносят положительные результаты – дети получают все необходимые санитарно-гигиенические навыки, медицинские знания которые им нужны в жизни. 

В режим дня включены различные формы двигательной активности детей – это организованная учебная деятельность по музыкальному и физическому развитию, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультурные минутки вовремя непосредственно образовательной области, самостоятельная двигательная активность, физкультурные досуги, спортивные праздники.

В группах созданы “Уголки здоровья”, в которых предлагаются детям знания валеологического характера. Такой уголок, помогает ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учит анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В содержание “Уголка здоровья” входят дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены; дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Огромное значение в работе по формированию здорового образа жизни уделяется антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек. Организовываются просмотры фильмов и видеороликов о вредных привычках и их влиянии на здоровье, судьбу человека, с последующим обсуждением: “Решай сам, парень!”, “Детские отмазки! Бросай курить!”, “Травка” и т.п

Необходимо совместными усилиями педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Деятельность специалистов в СРЦН направлена, прежде всего, на профилактику появления вредных привычек у подростков – наркомании, табакокурения. Большое внимание  уделяется организации свободного времени воспитанников Центра – занятия в кружках и спортивных секциях. В данном случае важно, чтобы в процессе воспитания развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В течение реабилитационного периода на занятиях по ЗОЖ  воспитанники получают все необходимые знания и умения по сохранению и укреплению своего здоровья. У несовершеннолетних формируется двигательная активность,  любовь к спорту, развивается негативное отношение к вредным привычкам, сознательный отказ от них, повышается самооценка воспитанников, что немаловажно для психологического комфорта детей.

О.Л. Ерахтина

Заведующий отделением по предоставлению временного приюта казённого учреждения Омской области “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Знаменского района Омской области”

Show Full Content
Назад В период пандемии более 68 тысяч звонков от жителей Омской области приняли специалисты центров занятости. Публикуем самые популярные вопросы и ответы на них
Далее 26 мая состоится онлайн пресс-конференция о социальной поддержке семей в период пандемии коронавируса

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Информация о действующих на безвозмездной основе кружках, секциях, клубах по интересам для детей на территории Колосовского муниципального района

03.12.2019
Close