В настоящее время очень важным аспектом воспитания культуры поведения в дошкольной образовательной организации является привитие ребенку культурно – гигиенических навыков. Оно направлено на укрепление физического и психологического здоровья ребёнка, его быстрейшую адаптацию среди сверстников, в коллективе, обществе. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. С раннего возраста надо учить детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, быть больше на свежем воздухе и так далее.
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их решения используется ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования навыков гигиены у детей необходимо сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Родители и педагоги должны осознавать, что привитые в дошкольном возрасте умения и навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят ребёнку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Привив ребенку, навыки личной гигиены с раннего возраста вы сформируете привычку соблюдения гигиены на всю жизнь. И, конечно же, папа и мама это образец и идеал для подражания. Поэтому уча и наставляя ребенка, не забывайте следовать тем же правилам.
Статью подготовила Павлова Светлана Гаджиевна
психолог бюджетного учреждения Омской области
“Центр социальной помощи семье и детям
(с социальной гостиницей)”