Психолог по предоставлению временного приюта казенного учреждения Омской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Знаменского района Омской области»

Ю.С. Иванова

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для

возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В. Шекспир

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». В эпоху Средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения эпидемии болезни – так называемой пляски Святого Витта. Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма (тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула).

Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к 17 в., а широкие экспериментальные исследования – к 19в. Большое значение музыке в системе лечения психических больных придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапию осуществляю в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована.

   Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: медленнее и тише – тем спокойнее ритм сердечных сокращений.

Музыка также снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.

У каждого ребенка есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Его окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений. Как же разобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для организма ребенка?

Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.

Детские песни: – «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)

– «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)

– «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)

– «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)

– «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)

– «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)

– «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев) – «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)

– «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)

– «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)

– «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)

– «Танец маленьких утят» (французская народная песня) .

Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса. Какие же?

  1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
  2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.
  3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
  4. Переключение внимания во время изучения трудового учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.
  5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Используя музыку на занятиях по развитию речи, математическому развитию, ручному труду, конструированию, рисованию, я ориентируюсь на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми.

При активном восприятии намеренно обращаю внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, на занятии по формированию математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания звучащие музыки является фоновым.

В дошкольном возрасте музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Утром приходя на работу, мы встречаем детей приветливо, предусмотрительно включаем солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь ребенку, которого привозят к нам, наносится травма – ситуация отрыва от дома и родителей. А наш приют – это их второй дом. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др. Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;

2) лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;

3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

Музыка для релаксации: – Альбиони Т. «Адажио»

– Бетховен Л.»Лунная соната»

– Глюк К. «Мелодия»

– Григ Э. «Песня Сольвейг»

– Дебюсси К. «Лунный свет»

– Римский-Корсаков Н. «Море»

– Сен-Санс К. «Лебедь»

– Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

– Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

– Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

Следующим моментом, заслуживающим моё внимание, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде: «Подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку.

Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.

Музыка для пробуждения после сна:

– Боккерини Л. »Менуэт»

– Григ Э. «Утро»

– Лютневая музыка ХYII века

– Мендельсон Ф. «Песня без слов»

– Моцарт В. »Сонаты»

– Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

– Сенс-санс К. «Аквариум»

– Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Примерное расписание звучания фоновой музыки в режиме дня.

07.30 – 08.00 – подъем  детей – звучит радостная, спокойная музыка.

08.40 – 09.00 – завтрак, подготовка к занятию – уверенный, активный темп музыки.

12.20 – 12.40 – обед, подготовка ко сну – умиротворенный, нежный фон.

15.00 – 15.15 – подъем детей – оптимистичный, просветленный, спокойный характер музыки.

Музыка для свободной деятельности детей:

– Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»

– Брамс И. «Вальс»

– Вивальди А. «Времена года»

– Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

– Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

– Мусоргский М. «Картинки с выставки»

– Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки

из балета)

– Шопен Ф. «Вальсы»

– Штраус И. «Вальсы»

Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана:

 детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией

организма;

 больным отитом;

 детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;

 младенцам с предрасположенностью к судорогам.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Воздействуя на нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие, музыка является основой в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка и заключает в себе огромные положительные потенциальные возможности.

Музыка – волшебница, она способна объединить усилия всех педагогов, психологов, чтобы помочь подарить чувство психологического комфорта, так необходимого для гармоничного развития личности ребенка.

Show Full Content
Назад Теперь многодетные семьи смогут получать финансовую помощь на третьего и каждого последующего ребенка
Далее Губернатор Александр Бурков подписал указ о предоставлении ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Экскурсия в Драмтеатр в эту среду!💥💥💥 (осталось 17 мест)

19.02.2020
Close