Нейропсихология как наука оформилась в начале 20 века. Но люди с давних времен задумывались о важности мозга в жизни человека. Еще в 5 в. до н.э. Гиппократ писал о великом значении головного мозга для человека, он определил взаимосвязь умственной деятельности с функционированием головного мозга.
Важные выводы и наблюдения в результате своей врачебной деятельности сделал Гален, в I в. н.э. Он лечил гладиаторов, поэтому имел большое количество случаев травм, на основании которых мог вести свои исследования. И он первым заметил, что при повреждении спинного мозга нарушаются двигательные функции. А также он говорил о том, что мозг управляет движениями, чувствами и эмоциями.

Заслуга создания нейропсихологии как отдельной отрасли психологии принадлежит А.Р. Лурия, однако первые нейропсихологические исследования проводились еще Л.С. Выгодским в 1920-е гг. Он:

  • сформировал положения о развитии высших психических функций, о смысловом и системном строении сознания;
  • начал изучение роли различных отделов головного мозга в осуществлении различных форм психической деятельности;
  • сформулировал принципы локализации высших психических функций, принцип “экстракортикальной” организации психических процессов;
  • наблюдая за детьми, вывел основную закономерность психического развития: последовательность формирования высших психических функций человека и последовательность прижизненного изменения их мозговой организации;
  • сформулировал положение о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на психические функции на различных этапах развития.

Принципы Выгодского стимулировали целенаправленные исследования последствий локальных поражений головного мозга.
А труды А.Р. Лурия определили становление отечественной нейропсихологической школы.
А.Р. Лурия пришел в психологию, прочитав труды З.Фрейда. Вдохновившись идеями, он открыл свой психоаналитический кружок, как только получил одобрительный ответ от Фрейда.
С этого времени началось увлечение Лурии психологией и оказалось знаковым моментом для всей истории нейропсихологии.
Надо сказать, что отечественная нейропсихология располагала передовыми знаниями и исследованиями. К сожалению, этому способствовала ВОВ 1941г, во время которой Лурия работал в госпитале, где занимался реабилитацией солдат, после ранений и черепно-мозговых травм. Только в 70-е годы сложился раздел нейропсихологии, названный нейропсихологией с детского возраста или, иначе, возрастной нейропсихологией или нейропсихологией развития. Огромный вклад в эту область в 80-х годах внесла ученица А.Р. Лурии Э.Г. Симерницкая. Ее разработки и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга. Они приводят к нарушениям тех высших психических функций, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого.

Статью подготовила Демченко А.Ю., психолог бюджетного учреждения Омской области “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”
Show Full Content
Назад Рекомендации психолога “Как эффективно общаться с ребёнком”
Далее Осторожно, грипп!
Close

Следующая запись

Close

Афиша на выходные

08.10.2021
Close