Из опыта работы психолога отделения социальной реабилитации инвалидов
БУ “КЦСОН Калачинского района Омской области”
Зуевой Олеси Владимировны

Мой стаж работы в должности психолога – более 10 лет, из них более 3 лет я работаю в сфере социального обслуживания населения в отделении социальной реабилитации инвалидов. В своей работе главным считаю оказание помощи в улучшении качества жизни детей и их родителей, толерантность, гуманность, умение сопереживать, безоценочно относиться к людям, проявлять терпение, уважение. Наверное, именно это и определило в свое время выбор образования по специальности “Психология”. Постоянно занимаюсь саморазвитием, стремлюсь поддерживать уровень квалификации педагога-психолога в режиме развития. В работе применяю творческий подход, ищу новые приемы и способы работы. Поэтому в 2017 году прошла профессиональную переподготовку в ФГБОУВО “Омский Государственный институт им. Ф.М. Достоевского” по специальности “Социальная работа. Проектирование в социальной работе”. В этом же году прошла повышение квалификации в Институте практической психологии “Иматон” г. Санкт-Петербурга по программе “Неблагополучные семьи и семьи в тяжелой жизненной ситуации”. В декабре 2018 года прошла повышение квалификации в АНО ДПО “Московская академия профессиональных компетенций” по
программе “Педагог-психолог. Психокоррекционные технологии для детей с ОВЗ”. В 2018 году стала участником Всероссийского конкурса “Золотое перо” социальных служб России- 2018″.
В нашем учреждении созданы комфортные условия для работы с разными категориями граждан, в том числе для людей с ОВЗ и с инвалидностью. Большую часть своего рабочего времени провожу с детьми. Дети, посещающие наше учреждение, имеют разные особенности развития, и поэтому для каждого ребенка составляется
индивидуальный план занятий. Занятия направлены на повышение уровня познавательной деятельности, стабилизацию эмоционально – волевой сферы, развитие тактильной и сенсорной чувствительности, развитие мелкой моторики, коррекцию страхов, переживаний, снятие эмоционального напряжения. Продолжительность занятий 20-30 минут. Возраст детей варьируется от 2,5 лет до 15 лет.
Большую радость испытываю, когда вижу улыбки детей и довольных, благодарных родителей. Но сказать, что это даётся легко – не могу. Первым шагом в установлении контакта с “особым” ребенком является признание особенности его мира. В нем просто работают другие механизмы восприятия и переработки информации, у него другой жизненный опыт. И это надо учитывать и относиться к этому с уважением. При знакомстве с родителями обязательно обсуждаем: что ребенок умеет делать, его любимые занятия, особенности характера. Это имеет значение при дальнейшей организации занятий.
Главной целью в работе с детьми с РАС является преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Основные задачи: смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, повышение активности в процессе общения, обучение простым навыкам контакта, развитие познавательных навыков, моторики рук.
В большинстве случаев у деток с РАС в развитии низкий уровень тактильной чувствительности, моторики, они плохо ощущают равновесие, чувствуют мышцы и суставы. Многие пробуют все на вкус, нюхают, находятся на стадии, которая предшествует умению планировать свои движения, контролировать положение глаз,
концентрировать внимание. Поэтому для таких деток очень важное значение имеет развитие тактильной и сенсорной чувствительности. Очень в этом помогают занятия в сенсорной комнате, которая оснащена следующим оборудованием:
– сенсорная тропа для ног,
– зеркаловидный шар со светодиодами,
– профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами,
– пуф – мешок,
– светильник “Звездное небо”,
– детский зеркальный уголок,
– волшебная нить с контролером,
– фибероптический гребень “Звездный дождь” настенный с источником света.
Некоторым детям нравится лежать на пуфах, слушать пение птиц, другие любят перебирать в руках “звездный дождь”, кто-то прыгает на пуфах, некоторые любят, чтобы их кружили.
На занятиях также использую тактильный набор, шумовые цилиндры, резиновые, пластмассовые, текстильные мячи, книги с тактильными вставками.
Занятия посещают достаточно много детей, имеющих ДЦП. У подавляющего большинства детей с ДЦП наблюдается задержка психического развития, что проявляется в замедленном темпе формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с
их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Для таких деток характерны нарушения восприятия, недостаток зрения, в некоторых случаях слуха, бедность сенсорного опыта, затруднения осмотра предметов, их ощупывания и целенаправленного слушания. Поскольку детям с ДЦП очень полезна беспредметная лепка или
изобразительная деятельность, позволяющая выражать символически свое эмоциональное состояние, эти приемы часто используются на занятиях.
Процесс коррекции проходит в процессе обучения детей продуктивными видами деятельности: конструированию, рисованию, лепке. Эти приемы используются в работе с детьми данной категории от 4-х лет.
Конструирование способствует умственному развитию ребенка, его способности к точному расчленению целого на отдельные элементы, формирует глазомер и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти.
В ходе занятия происходит знакомство со строительным материалом, обучение простым конструктивным действиям из деталей одинаковой величины и формы, обучение планомерному обследованию образцов и деталей построек, обучение словесному
обозначению пространственного расположения предметов: над, рядом, под, на и т.п.
В качестве строительного материала выступают блоки и кубики одинаковой величины, но разного цвета и фактуры, пластмассовые и деревянные. Сначала я строю образец и сопровождаю свои действия словами, указывая на расположение деталей, их цвет, а затем предлагаю ребенку воспроизвести такую же постройку. Варианты могут быть следующие: конструирование “башни” из кубиков, конструирование “дорожки” из кирпичиков разного цвета, конструирование “заборов” из разноцветных кирпичиков (вертикальное положение деталей). В конце занятия каждая постройка обыгрывается, например, катание на машинке по дорожкам, прогулка любого персонажа около башни и т.п.
На последующих занятиях ребенок учится конструировать по образцу дома, улицы городов, а уже после можно переходить к конструированию по замыслу, т.е. того, чего хочется ребенку, что он придумает сам. Также с этой целью использую счетные палочки,
геометрические фигуры разных размеров и цветов.
В процессе таких занятий у детей закрепляются названия формы, цвета деталей, с которыми он работает, и их пространственное расположение.
Другой продуктивный вид деятельности – рисование. Трудности овладения рисованием обусловлены несформированностью восприятия, а также двигательными нарушениями верхних конечностей. Основное внимание на первых занятиях уделяется
формированию графических движений. Я показываю, как правильно держать карандаш в руке. Предлагаю ребенку рисовать короткие и длинные “ниточки” по опорным точкам в вертикальном направлении, рисовать “дорожки” по опорным точкам в горизонтальном направлении. Также рисуем геометрические фигуры по опорным точкам, а на последующих занятиях дети пробуют рисовать фигуры по трафаретам.
Поскольку у детей с ДЦП проявляется недоразвитие предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов, на занятиях осуществляется обучение их адекватному восприятию формы и величины предметов.
Для развития восприятия простой нерасчлененной формы подбираю предметы, формы которых совпадают с формами-эталонами. Например, блюдце и круг, тетрадь и прямоугольник, пирамидка и треугольник и прошу ребенка найти предметы, похожие на образец-эталон. На последующих занятиях ребенок учится составлять формы из отдельных частей. Например, сложение квадрата, круга из 2-х и более частей по образцу и без образца. Также занятия направлены на развитие восприятия пространственных отношений, отношений между предметами. Например, ребенку предлагается поставить
дерево около дома, за, рядом, справа, слева и т.д. Для таких упражнений используется коврик с нанесенным изображением городка.
С детьми более раннего возраста на занятиях используются тактильные дощечки, матрешка, пирамида, стучалка, крупный конструктор. Детки учатся выгребать из чаши стеклянные камушки, складывать в банку мелкие предметы (в нашем случае фрукты:
яблоки, груши), пробуем собирать крупные пазлы-вкладыши, катаем по столу машины, мячики. Пробуем сортировать фрукты и овощи по цвету и раскладывать их в разные корзины, например, желтые – в одну корзину, красные – в другую. Пробуем удочкой “ловить” рыбок, тем самым ребенок учится удерживать удочку в руке, фокусировать
внимание на рыбках, координировать движения глаз – рука. Для развития сенсорной и тактильной чувствительности используем небольшой контейнер с кварцевым песком, в котором спрятаны стеклянные камушки, дети с удовольствием разгребают песок, ищут
камни.
В работе с детьми всех категорий использую разнообразные методические материалы, оборудование по методике Монтессори: весовые таблички, доска для плетения, лабиринты (движение по криволинейной линии, по ломаной линии, по прямой линии), модуль с навесными замками и ключами, набор для сортировки бус в пробирки, шумовые цилиндры. Часто работаем со шнуровкой, собираем пазлы-вкладыши, сортируем предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру, функциональному назначению. Очень любят дети мыльные пузыри, пробуют выдувать их сами. А кто не умеет этого делать – с радостью ловят их и лопают.
Разнообразить приемы работы помогло обучение в ресурсном центре по арт-терапии для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, на базе общественной организация “Дети- ангелы” г. Омска. В работе использую приемы куклотерапии, тканевой терапии, кинетический песок, приемы нетрадиционного рисования.
Все занятия проходят с использованием элементов игровой деятельности, часто используется песочница с кварцевым песком, кинетический песок, тесто для лепки, мольберт для рисования, перчаточные куклы и пр. В песочнице ребенок не только
выстраивает “свой мир”, но и развивает познавательные процессы, мы изучаем животных, транспорт, пространственные отношения, сажаем огород, разыгрываем различные сюжеты, истории. Кинетический песок тоже представляет собой кладезь возможностей:
дети с удовольствием не только лепят фигуры, они “варят” суп и кашу, “пекут” пироги с различными начинками, угощают кукол, строят дороги для машин, замки и города, прячут “клад”, ищут сокровища.
Практика показывает, что регулярные занятия могут принести хорошие результаты, особенно если с ребенком работают несколько специалистов (логопед, дефектолог, психолог).
Но какими бы ответственными не были специалисты, без помощи родителей – не обойтись. Очень важную роль играют занятия родителей с детьми на закрепление полученных знаний и умений дома. Поэтому каждая последующая встреча с семьей начинается с “разбора” домашнего задания.
В свою очередь считаю своим долгом помогать родителям своих воспитанников – ведь им так не просто. Учу, с одной стороны, уделять должное внимание развитию детей, не ждать быстрых результатов, не предъявлять детям завышенных требований, а с другой
– не винить себя, глядя на своего “особого” ребенка, не впадать в крайность, принося себя в жертву.
Я убеждена, что только сотрудничество с родителями помогает понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и достичь максимально возможных результатов в
каждой отдельной ситуации.

Show Full Content
Назад Комплексный центр социального обслуживания населения Знаменского района в 2020 году продолжает реализацию проекта для женщин с малолетними детьми «Мамина школа»
Далее ПОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Чем занять ребенка в период самоизоляции? Квест «по-домашнему»!

30.04.2020
Close