Школьная неуспеваемость – это настоящая беда для многих родителей. Бывает так, что ребенок сразу с младшей школы показывает низкую успеваемость, а бывает – постепенно “скатывается”. Когда не помогают ни уговоры, ни объяснения, ни репетиторы, ни угрозы, ни поощрения, ни наказания, у родителей опускаются руки и часто можно услышать: “Ему ничего не интересно”, “всё безразлично”, “он ничего не хочет исправлять”, “ему всё равно”. Зачастую, начинается поиск виновных в проблеме. Родители то обвиняют себя, то супруга, то школу, то ребенка. Естественно, это не способствует созданию хороших отношений в семье. Больше всех в итоге достается ребенку потому что “ему всё равно”. Некоторые родители махают рукой на неуспеваемость и на ребенка, говоря: “Он просто лентяй”. Но лень – это дефицит ресурсов для активной деятельности, а значит, первичной причиной неуспеваемости являться не может. К тому же после навешивания на ребенка ярлыка “лентяй”, вообще сложно ожидать каких-либо улучшений, он совсем стараться не будет.

Сразу оговоримся на самом деле ребенку не “всё равно”. Демонстрация безразличия  –  это защитная реакция. Каждый ребенок хочет быть хорошим и получать похвалы от учителей и родителей, а вот почему у него это не получается вам предстоит понять.

Рассмотрим основные причины неуспеваемости:

  1. Органические или физиологические причины.

Возможно, ему действительно сложно усваивать информацию. Присмотритесь к ребенку, если он быстро утомляется, не в состоянии сосредоточиться, глаза периодически становятся “стеклянными”, или наоборот, ерзает, крутится, то почешется, то похлопает себя, такая картина, вероятнее всего связана с неврологическими проблемами. В этом случае вам стоит посетить детского невролога или нейропсихолога.

  1. Социальные причины.

Не складываются отношения с одноклассниками или учителями. Есть конфликт. Или даже ребенок является изгоем. В этом случае родителям нельзя оставаться в стороне, позиция “сами разберутся” здесь недопустима. Необходимо действовать и действовать быстро, защищать ребенка от насилия. Разговаривать с учителями и администрацией школы, с родителями обидчиков, со школьным психологом, решать проблему. В крайнем случае, переводить ребенка в другую школу. Но ни в коем случае не оставлять его один на один с проблемой.

  1. Завышенные требования.

Иногда родители предъявляют непомерно высокие требования. Требуют учиться только на отлично. Постоянно приводят в пример кого-то из семьи: “Вот бабушка у тебя окончила школу с медалью! У папы и мамы красные дипломы, не смей позорить семью!”, или ведут постоянные разговоры о том, как отразится плохая учеба на будущем ребенка: “Тебя только дворником возьмут работать”,– и т.д. И вот, не плохо успевающий ученик начинает потихоньку скатываться. Как правило родители и учителя начинают его стыдить: “Ты посмотри, какой ты был молодец! А теперь? Мы тебя не узнаем!” – а в дневнике картина становится еще хуже. Что делать?

В этом случае родителям необходимо выдохнуть, сбавить обороты и перестать “закручивать гайки”. Подобные стратегии не работают, разобщают членов семьи, а ребенка делают несчастным. Низкая самооценка еще никому не помогла покорить вершины. Если самостоятельно родитель не может снизить свою тревожность, то целесообразно обратиться к психологу.

  1. Возрастные кризисы.

Если в младшей школе все было хорошо, а к 13-14 годам ребенок, что называется, “скатился”, то не стоит дополнительно портить с ним отношения, высказывая упреки. В переходном возрасте часто наблюдается снижение успеваемости. На это есть свои психологические и физиологические причины. У подростка, помимо учебы, появляется множество других интересов. Он учится быть самостоятельным, старается самоопределиться и самоутвердиться в своей среде. На передний план выходит общение со сверстниками. Это сложный период, как для родителей, так и для самого подростка, поэтому не стоит ругаться и дополнительно накалять обстановку. Сохранить доверительные отношения важней. К 16 годам, как правило,учеба выравнивается.

  1. Проблемы семьи.

Если в семье отношения плохие, частые ссоры, ругань, то ребенку сложно находится в такой обстановке, он переживает и успеваемость страдает вместе с ним. Если в семье кризис или большие перемены. Переезд, развод, потеря близкого родственника, тяжелое заболевание родного человека – всё это серьезные испытания даже для взрослого. В этом случае родителям следует как можно скорее стабилизировать обстановку. А пока трудности не преодолены, постараться не давить на ребенка, а больше поддерживать его, чаще повторяя слова любви и ободрения. Обязательно скажите ребенку, что все наладится, по возможности объясните, как и когда именно. Только не обманывайте и не утаивайте ничего намеренно, честно расскажите о проблемах соответственно возрасту и индивидуальному развитию вашего сына или дочки. Дети отлично чувствуют ложь, а отсутствие достоверной информации только усиливает тревогу и способствует потере доверия к вам.

Помните, что систематическая неуспеваемость имеет свои причины. Унизительные слова и наказания тут не помогут. Необходимо верно определить источник неуспеваемости и разбираться с ним адекватными методами. Не редко причин бывает несколько, например трудности запоминания, устойчивости внимания и проблемы в общении с одноклассниками. Если самостоятельно определить причину сложно, обращайтесь за помощью к специалисту.

Show Full Content
Назад Информация о действующих на безвозмездной основе кружках, секциях, клубах по интересам для детей на территории Колосовского муниципального района
Далее Информация о действующих организациях культуры Марьяновского муниципального района.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close

Следующая запись

Close

“Формирование здорового образа жизни воспитанников в КУ “СРЦН Знаменского района”

25.05.2020
Close