Отшумели праздничные линейки, посвященные Дню знаний, и наши дети вновь сели за парты. Кто-то переступил порог школы впервые. Как помочь ребенку справиться с предстоящей адаптацией, стрессом, мы поговорим в этой статье.
После летних каникул школьникам предстоит адаптироваться к учебному процессу. У каждого ребенка этот процесс происходит по-разному и зависит от индивидуальных особенностей, окружающего пространства и среды. Одни дети положительно относятся к школе, понимают и усваивают учебный материал, внимательно слушают учителя, пользуются уважением у одноклассников. Другие – негативно относятся к школе, могут испытывать сложности при усвоении учебного материала, нарушают дисциплину, не имеют друзей. Чаще всего подобные нарушения встречаются у младших школьников, но встречаются и у школьников среднего и старшего звена. Поэтому, если перед уходом на каникулы ребенок уже испытывал трудности и со школой у него связаны не очень приятные ощущения, то возвращение после каникул может сопровождаться стрессом. Когда ребенок имеет опыт успеха в школе, ему хочется общаться с одноклассниками, познавать что-то новое, то процесс адаптации после каникул будет сопровождаться позитивными эмоциями.
С началом учебного года у ребенка меняется режим дня, изменяется круг общения, особенно это касается первоклассников, которые осваивают новую для себя социальную роль – “ученик”.
Период адаптации к школе у первоклассника составляет в среднем 1,5-2 месяца. Это при условии легкой адаптации. При адаптации средней тяжести напряжение и его проявления могут сохраняться в течение первого полугодия. Если адаптация проходит тяжело, то к концу учебного года наблюдаются нарушения в состоянии здоровья. У пятиклассников на адаптацию уходит в среднем около 4-6 недель, школьники 6-11 классов после каникул привыкают 2-3 недели. Задача родителей: помочь ребенку облегчить процесс адаптации. И первое, на что следует обратить внимание – это полноценный сон и режим дня. Второе – это режим питания. С начала учебного года усиливается интеллектуальная и эмоциональная нагрузка. Часто наблюдается перегруженность учебными занятиями, что в свою очередь повышает тревожность и снижает фон настроения. Нервной системе ребенка требуется поддержка. Поэтому в рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, полезные для нервной системы, – рыба, яйца, орехи, какао, гречка, овощи, фрукты, отруби, ржаной хлеб, молоко. Следующий фактор – это помощь ребенку в понимании цели обучения. Она должна быть понятной для ребенка, соответствовать его возрасту. Ребенок проживает жизнь “здесь и сейчас”, поэтому для него важно то, что интересно, в чем он успешен. Если цель навязана родителями, и ему непонятно, для чего он учится, не формируются внутренние, наиболее действенные мотивы к обучению. В таком случае ребенок ходит в школу без желания. Для профилактики эмоционального стресса необходимо обращать внимание на ресурсы ребенка. Это состояние здоровья, знания и умения, особенности познавательной сферы (память, внимание, мышление), особенности нервной деятельности. И если у ребенка не хватает ресурсов для достижения цели, возникает состояние стресса. Четвертое – это спокойствие, психологическая поддержка, забота и понимание. Умейте психологически поддержать ребенка. Как правильно это сделать? Предоставьте ему возможность выговориться, рассказать о том, что его волнует, выслушайте, проявите интерес, выразите понимание. То, что взрослый считает незначительным, для ребенка может быть очень актуальным. Важно научиться слушать и слышать своего ребенка, и тогда адаптация к школьным занятиям пройдет успешно.
Статью подготовила Костюкова Наталья Николаевна, психолог бюджетного учреждения Омской области “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад В Омской области откроют единый контакт-центр по социальным вопросам
Далее Безопасное поведение ребенка на улице – общение с незнакомыми людьми
Close

Следующая запись

Close

Концерт “БЕРЕГИТЕ ЖЕНЩИН”

08.03.2020
Close