Занимаясь по роду деятельности проблемами детско-родительских отношений, мне часто приходится сталкиваться с жалобами детей и их родителей на ситуации буллинга.
В литературе понятие “буллинг” определяется как травля, запугивание, издевательство. Другими словами – это агрессивное преследование одного человека другим (другими). Выражается по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. Какую цель преследуют те, кто травит? Основная цель – запугать жертву, подчинить её себе. Какой бывает буллинг? Это не всегда физическое нападение, чаще происходит психологическое насилие. Традиционно различают два вида буллинга: прямой и косвенный. В случае прямой травли преследователи дерутся, обзываются, дразнят, принуждают, отбирают деньги или портят личные вещи, результаты труда. В случае косвенной травли речь идет о распускании слухов и сплетен, сочинении анекдотов, бойкотировании, манипуляции дружбой. Как помочь ребенку? Что делать в данной ситуации? Эти и другие вопросы адресуют мне, как психологу. В этой статье хочу поделиться с вами своими мыслями по данной проблеме.
Во-первых: проговорите возможность таких ситуаций со своими детьми. Объясните опасность. Внушите, что первое их действие в случае угроз – сообщить родителям. Это самое важное! Поясните, что болезни и трудности родителей – не повод для того, чтобы не сообщать им о своих неприятностях. Поскольку в ситуации опасности только взрослый человек может принять правильное, взвешенное решение.
Во-вторых: определите круг людей, к которым ребенок может обратиться за помощью, если по каким-то причинам не получается это сделать с родителями. Это могут быть родственники, старшие братья, сестры, старшие дети подруг, которых ваши дети знают с детства. Убедите ребенка в том, что в любом случае действовать надо по закону, а не по понятиям. Тот, кто действует по закону – всегда в выигрыше.
В-третьих: сообщите своему ребенку, что ответственность за подобные поступки неминуемо наступит. Если обидчику нет 14 лет, то ее будут нести родители. Внушите ребенку, что подобные действия наказуемы! Также обратите внимание, на то, что все, что попадает в сеть, может быть использовано против него. Нельзя разговаривать с другими детьми в отсутствие законных представителей. Перед вами стоит задача – защитить своего ребенка, а не воспитать чужого! Нежелательно беседовать с законными представителями без свидетелей. Хорошо, если это будет представитель администрации образовательного учреждения, социальный педагог, психолог, классный руководитель. Их задача напомнить родителям “агрессора” об ответственности и популярно разъяснить последствия подобных действий.
И самое главное: при возникновении ситуации угрозы, необходимо немедленно предпринимать действия по её устранению! В ту же минуту! Нельзя ждать, что “само пройдет”. Ошибочно думать: “они же дети, сами разберутся”. В каждом конкретном случае надо как можно быстрее реагировать и разрешать ситуацию без тяжёлых последствий для ребенка.
Статью подготовила Костюкова Наталья Николаевна, психолог бюджетного учреждения Омской области “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад С 3 по 8 ноября 2022 года в седьмой раз пройдет Международная просветительская акция “Большой этнографический диктант”
Далее Узнаём лучше себя и своих близких: игра «незаконченные предложения»
Close

Следующая запись

Close

Доводилось ли Вам видеть море благоухающих цветов в разгар зимы? А какой запах!? Настоящий оазис посреди снежной «пустыни»! Здесь, на «Ферме цветов», буйство красок и ароматов круглый год!

16.02.2020
Close