Для начала следует разобраться, а что же такое эта самая ответственность? Одни определяют ее как границу активности человека, ее определенность и конкретность. Другие – как обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Проведя анализ с последующим синтезом, можно назвать ответственность как способность анализировать ситуацию, прогнозировать последствия своих действий, быть готовым принять последствия своего выбора.

И вот мы подошли к главному вопросу – что делать и каким образом, чтобы ребенок стал ответственным?

  1. Первое не только в нашем списке, но и первое по значению – личный пример. Не стоит забывать, что семья является первичным этапом социализации для ребенка. Поэтому родители должны учитывать, что являются первым и особо значимым примером для подражания. Дети бессознательно копируют модели поведения родителей. Невозможно научить ответственности, используя лишь вербальные средства. Только когда сам несешь ответственность – ребенок это впитывает и это для него становится нормой поведения в будущем. Или же, в противном случае, безответственное поведение родителей становится нормой.
  2. Ответственность зарождается благодаря полученному опыту. Не стоит ограничивать потребность ребенка в познании окружающего мира. Если ребенку хочется что-то потрогать и др., позвольте ему воспользоваться этой возможностью, разумеется, в допустимых рамках. Ведь именно в этот момент он составляет свое видение и ощущение происходящего вокруг. Именно в эти моменты, когда он действует и познает, ребенок получает опыт, как положительный, так негативный, что не менее важно. Иногда активная деятельность ребенка, безусловно, “не очень удобна” для родителя, ведь в таком случае, требуется гораздо больше энергии и эмоциональных ресурсов в процессе взаимодействия. Позвольте своим детям ошибаться, пачкаться, падать, прыгать по лужам. Уберегая их от этого поведения Вы неосознанно (а может и осознанно) минимизируете “неудобность ребенка”, ведь из-за его действий возникают “проблемы” в виде глажки, стирки, усиленного контроля и внимания, что крайне энергозатратно, а также ограничиваете возможность ребенка развиваться, познавать новое. Это вовсе не означает, что должна быть вседозволенность. Речь идет о той свободе, которую ребенок может нести.
  3. Вера в своего ребенка и в его способности. Не старайтесь все сделать за ребенка, особенно в тех случаях, когда ребенок не просил Вас о помощи. Позвольте ему самому прожить этот опыт. Вмешиваясь в дело, которым поглощен малыш, не прося в этот момент помощи, родитель дает понять ребенку, что: “Ты сам ничего не можешь! Один ты никогда не справишься!”. Все меняется, когда ребенок сталкивается с реальной и серьезной трудностью, которую он не в силах преодолеть самостоятельно. В таком случае позиция невмешательства приведет к обратным последствиям. Если какое-либо действие вызывает у ребенка трудность, и он готов принять вашу помощь – помогите ему (без порицания и критики). При этом помогите только с той частью, с которой ребенок пока не в силах справиться. В остальном, позвольте ребенку делать то, что он сам может выполнить.
  4. Спрашивайте мнение детей по тем вопросам, которые касаются непосредственно их. Это даст возможность почувствовать себя значимым и важным, и позволит на этом этапе проявлять свои качества. Ответственность наступет в том, что ребенок будет знать, что его вклад в принятом решении тоже есть.
  5. Разделяйте обязанности. По мере взросления доверяйте ребенку ту работу по дому, с которой он может справиться, сопровождая это объяснением, что у каждого члена семьи свои “поручения”, за которые он ответственен.
  6. Но не переусердствуйте с делегированием! Бывает так, что старшие дети в семье – испытывают тревожность из-за “сверх обязанностей”, возложенных на них.

Разумеется, Вы будете совершенно правы, сказав, что данными пунктами сей вопрос не исчерпывается. “Справедливо отмечено!” – отвечу я. Ведь в каждой семье все очень индивидуально, но, можно начать с этих несложных пунктов тем самым “положив начало”.

Статью подготовила

Морозова Анна Александровна,

психолог отделения помощи гражданам,

оказавшимся в кризисной ситуации

БУ “Центр социальной помощи семье

и детям (с социальной гостиницей)“.

Show Full Content
Назад НАКАНУНЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДНЯ ЧЕЛОВЕКА С СИНДРОМОМ ДАУНА КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕНТРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ #МЫВСЕОСОБЕННЫЕ. В РЕГИОНЕ СЕГОДНЯ ПРОЖИВАЮТ БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ “СОЛНЕЧНЫХ” ОМИЧЕЙ
Далее Сила доверия: чем может помочь звонок на Детский телефон доверия?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Как правильно укачивать ребёнка

11.01.2021
Close