Все родители хотят, чтобы их ребенок имел здоровую психику, был свободен от комплексов, умел добиваться успеха в жизни и отвечать за свои поступки. Но почему же, несмотря на наши старания, дети становятся невыносимыми, грубыми, лживыми? Всегда ли мы относимся к ним уважительно, хотим понять, чем вызваны причины их капризов?

Известно, что многие люди в процессе воспитания детей опираются на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях общества, основу которых составляла авторитарная власть. Одним из основополагающих принципов данных методов являлось требование беспрекословного подчинения воле родителей. В арсенале воспитательных мер присутствовали такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматривался как некий негативный, враждебный объект, который стремится всё время что-то сделать не так. При этом его постоянно нужно одёргивать и направлять. Выполнение родительских требований и соблюдение правил основывалось на страхе ребенка и боязни наказания.

Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Дело в том, что перемены, происходящие в современном мире, требуют новых подходов к воспитанию детей.

Эти методы воспитания ставят в центр внимания личность “маленького” человека и направлены на создание его психологического благополучия. В основе воспитания лежит отказ от принуждения. Использование этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок рассматривается как равноправный участник, субъект. Он живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются его поступки, а не он сам. При этом взаимоотношения в семье строятся на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения и безусловной любви к ребенку, когда любят не за что-то, а “вообще”. Тогда в основе поступков детей лежит внутреннее побуждение к действию. А выбор ребенком правильного варианта поведения происходит добровольно, на основе сформированных родителями представлений.

Какие же методы воспитания из тех, что перечислены выше, являются наиболее эффективными? Авторитарные методы просты, имеют быстрый эффект и не требуют больших временных затрат. Положительным эффектом воспитательного воздействия для данной группы методов считается непременное выполнение требований родителей. В определенных ситуациях это необходимо. Однако цена постоянного детского послушания слишком велика. В семье возникает отчуждённость между родителями и детьми, которая углубляется по мере взросления ребёнка, исчезает взаимное доверие и любовь.

Обратной стороной страха наказания за непослушание является развитие у ребёнка таких негативных черт характера как трусость, подлость, угодничество, ябедничанье, озлобленность, чёрствость, неуверенность в своих силах и низкая самооценка. Дети, испытавшие на себе подобные методы воспитания, не всегда могут отличить, что хорошо, а что плохо и зачастую не знают, как им поступить в конкретной жизненной ситуации. Став взрослыми, эти люди постоянно ждут чьих-либо команд, оценок, советов и помощи. Им очень сложно приспособиться в современном мире.

Методы, ориентированные на личность, напротив – сложны, требуют значительных затрат времени и быстрого эффекта не дают. Кроме того, они предполагают постоянное самосовершенствование родителей, общую грамотность в вопросах воспитания детей и знакомство с современными методами воспитания детей в частности. Необходимыми качествами родителей при этом является выдержка, умение владеть своими эмоциями, настойчивость, последовательность. Цели воспитания детей, в данном случае, отличны от целей при авторитарных методах. Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительских распоряжений, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности и дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

Личностно-ориентированные методы воспитания детей приобретают исключительно важное значение, если в семье растёт гиперактивный ребёнок. Угрозы наказания, постоянные замечания и окрики становятся источником новых конфликтов и способствуют формированию у такого ребенка “отрицательных” черт. Гиперактивные дети более чувствительны к похвале, чем другие, система поощрений и наказаний для них должна быть достаточно гибкой и последовательной. То же самое, в плане выбора методов воспитания, касается и тревожных детей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье не способствует их внутреннему спокойствию.

Поэтому, несмотря на простоту и привычность авторитарных методов в воспитании детей, следует ограничить их использование и применять избирательно, учитывая особенности конкретного ребенка. Можно надеяться, что знание личностно-ориентированного подхода позволит родителям проявлять большую чуткость и понимание по отношению к детям. А мудрое использование разных подходов позволит воспитать гармоничную личность и сохранить тёплые отношения в семье.

Статью подготовила Костюкова Наталья Николаевна,

психолог бюджетного учреждения Омской области

“Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад Новая выплата на детей с 8 до 17 лет в 2022 году
Далее Стартовала Акция «Благодарю!»
Close

Следующая запись

Close

Бюджетное учреждение Омской области “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)” приглашает на занятия с использованием интерактивной проекционной системы “Ожившие рисунки”

25.01.2022
Close