В каждой семье существует своя система ценностей. И скорее всего, ваш ребенок будет наблюдать за вами, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения. В этой статье мы поговорим о том, какие семейные ценности способствуют предупреждению употребления табака и алкоголя детьми. Следует сказать, что единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя нет. Однако наличие у родителей личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя, табака или наркотиков положительно сказывается на формировании отрицательного отношения к ним у детей. Признание родителями своей ценности, своей свободы, ценности принятия своих решений. Нежелание быть “как все” и “следовать за толпой”. Демонстрация родителями уважения к своему телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; а также следование здоровому образу жизни. Убеждение родителей в том, что контролировать своё поведение следует всегда.
Большинство людей употребляют алкоголь так же, как это делали их родители. Обнаружено, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Иногда родители, которые не пьют и не курят совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственным образцом для своих детей. Одним из примеров здорового поведения для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь – не центр события. Особое внимание следует уделить родителям воспитанию у детей навыков противостояния давлению сверстников. Это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков.
Для воспитания противостояния давлению используйте несколько правил.
Научите ребенка ценить в себе самом и других людях индивидуальность. Выбрав подходящий момент, обсудите с ребенком, что делает его особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Выясните, что ему нравится в себе, своей собственной индивидуальности, добавьте к описанию больше хороших черт, которые в нем замечаете.
Обсудите вместе ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: “друг – это …” и “друг – это не …”. Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.
Научите ребенка говорить людям “нет”. Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Однако этого не достаточно для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать “нет” давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении себе. Эти ситуации, прежде всего, – предложение табака, алкоголя, наркотиков. Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать в гостях в отсутствие взрослых, и не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.
Используйте давление сверстников в свою пользу. Оно может быть не только отрицательным, но и положительным. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга. Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу. Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать “нет” в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить, ребенок говорит: “Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить”. Конструктивным ответом на вопрос будет организация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможно, как минимум, два пути. Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдающихся результатов. Не важно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика. Другой путь, способствующий здоровой, творческой деятельности ребенка, – это путь совместной деятельности, опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому. Давайте ребенку настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение. Также постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствует постоянство и предсказуемость окружающей среды.
Неспециалисту может показаться странным, что самооценка прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка имеющего положительную, высокую самооценку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя “хуже других”. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата. Помогайте детям ставить реалистические цели. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова “я тебя люблю” способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие.
Статью подготовила Костюкова Н.Н., психолог бюджетного учреждения Омской области “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”