В каждой семье существует своя система ценностей. И скорее всего, ваш ребенок будет наблюдать за вами, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения. В этой статье мы поговорим о том, какие семейные ценности способствуют предупреждению употребления табака и алкоголя детьми. Следует сказать, что единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя нет. Однако наличие у родителей личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя, табака или наркотиков положительно сказывается на формировании отрицательного отношения к ним у детей. Признание родителями своей ценности, своей свободы, ценности принятия своих решений. Нежелание быть “как все” и “следовать за толпой”. Демонстрация родителями уважения к своему телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; а также следование здоровому образу жизни. Убеждение родителей в том, что контролировать своё поведение следует всегда.
Большинство людей употребляют алкоголь так же, как это делали их родители. Обнаружено, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Иногда родители, которые не пьют и не курят совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственным образцом для своих детей. Одним из примеров здорового поведения для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь – не центр события. Особое внимание следует уделить родителям воспитанию у детей навыков противостояния давлению сверстников. Это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков.
Для воспитания противостояния давлению используйте несколько правил.
Научите ребенка ценить в себе самом и других людях индивидуальность. Выбрав подходящий момент, обсудите с ребенком, что делает его особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Выясните, что ему нравится в себе, своей собственной индивидуальности, добавьте к описанию больше хороших черт, которые в нем замечаете.
Обсудите вместе ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: “друг – это …” и “друг – это не …”. Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.
Научите ребенка говорить людям “нет”. Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Однако этого не достаточно для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать “нет” давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении себе. Эти ситуации, прежде всего, – предложение табака, алкоголя, наркотиков. Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать в гостях в отсутствие взрослых, и не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.
Используйте давление сверстников в свою пользу. Оно может быть не только отрицательным, но и положительным. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга. Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу. Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать “нет” в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить, ребенок говорит: “Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить”. Конструктивным ответом на вопрос будет организация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможно, как минимум, два пути. Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдающихся результатов. Не важно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика. Другой путь, способствующий здоровой, творческой деятельности ребенка, – это путь совместной деятельности, опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому. Давайте ребенку настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение. Также постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствует постоянство и предсказуемость окружающей среды.
Неспециалисту может показаться странным, что самооценка прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка имеющего положительную, высокую самооценку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя “хуже других”. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата. Помогайте детям ставить реалистические цели. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова “я тебя люблю” способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие.

Статью подготовила Костюкова Н.Н., психолог бюджетного учреждения Омской области “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад Режим дня
Далее Международный день детского телефона доверия
Close

Следующая запись

Close

Центр профориентации приглашает родителей на вебинар “Психологические особенности младших школьников” Школа современного родителя

26.03.2021
Close