С наступлением теплых дней, в хорошую погоду, особенно приятно выходить на прогулку с детьми. А чтобы не скучать и проводить время максимально интересно и эффективно, предлагаем поиграть!
Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического, но и социального, интеллектуального развития, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.
Важная особенность подвижной игры заключается в большей свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при обычных занятиях физическими упражнениями.
Подвижная игра – это незаменимое средство развития мышления, социализации, формирования волевых качеств. В процессе игры ребенок не только упражняется в уже имеющихся навыках, игра способствует формированию новых качеств личности. Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения, являются эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. В игре дети учатся действовать в коллективе, соблюдать обще требования. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Также игра по правилам дает им основание сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля детей, что имеет огромное значение для полноценной жизни в коллективе.
Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) повышает тонус всего организма, что способствует его гармоничному развитию, повышает сопротивляемость заболеваниям, поэтому так важно сделать подвижную игру неотъемлемой частью общего двигательного режима ребёнка.
Подвижные игры сочетают в себе очень важные факторы: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Предлагаем вам для примера несколько игр для детей разного возраста:
“Три, Тринадцать, Тридцать”
“Три, Тринадцать, Тридцать” – игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей.
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел будет обозначать определенное действие. Если водящий говорит “три” – все игроки должны поднять руки вверх, при слове “тринадцать” – руки на пояс, при слове “тридцать” – руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
Возраст: от шести лет.
Игра развивает: внимательность, скорость реакции.
Количество игроков: 3 и более
“Бездомный заяц”
Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, чертят себе круг и встают во внутрь.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, который стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц – охотником.
Возраст: от шести лет.
Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, скорость реакции.
Количество игроков: 5 и более.
“Мыши водят хоровод”
Перед началом игры необходимо выбрать водящего – “кота”. Кот выбирает себе “печку” (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:
Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот –
Разобьет наш хоровод!”
Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.
Возраст: от трех лет.
Игра развивает: внимательность, выносливость, скорость реакции.
Количество игроков: 4 и более.
“Удочка”
Участники располагаются по кругу. В центре находится водящий. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком, или скакалку. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.
Возраст: от четырех лет.
Игра развивает: ловкость, внимание, скорость реакции.
Количество игроков: 3 и более.
“Мышеловка”
Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят: “Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели! Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!”
Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.
Возраст: от четырех лет.
Игра развивает: умение выполнять действия по сигналу.
Количество игроков: 5 и более.
“День и ночь”
Все участники делятся на две команды. Одна команда “день”, другая – “ночь”. Посередине площадки чертится линия. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, “День!”, команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды “ночь” должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.
Возраст: от четырех лет.
Игра развивает: бег в разных направлениях, действовать по сигналу.
Количество игроков: 6 и более.