Уважаемые родители, если в ваших отношениях с взрослеющими детьми повышенная конфликтность, это повод задуматься, какой один из аспектов негативного влияния семейного воспитания вы применяете. Если статус взрослеющих сына или дочери в вашей семье не устоялся, т.е. дети в вашем понимании не являются “взрослыми”, и вы акцентируете внимание на недостатках, несовершенствах, часто порицаете, выступаете в общении грозным, суровым судьёй, конфликты будут неизбежны.

Разберём некоторые стили семейного воспитания, которые приводят к конфликтности с взрослеющими детьми. Если отношения в семье строятся на авторитарном доминировании родителей, то у взрослеющих детей подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители проявляют жесткий контроль, суровые запреты и физические наказания, не учитывают возникшую потребность в автономии подростков, личном пространстве, самостоятельности.

Еще одно поведение родителей, которое приводит к конфликтности – это гиперопека, излишняя забота, ограждение от трудностей. Дети в таких семьях приобретают такие качества, как безынициативность, покорность, подавленность. В данной ситуации взрослеющие дети отстранены от решения вопросов, которые касаются лично их и всей семьи в целом. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто кроме близких “стелить соломку” не станет. Часто такие дети появляются в семьях, где родители очень сильно и долго ждали появления ребенка, и он был как бы последней надеждой на счастье. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”. Сами родители почувствуют раздражение на безынициативность и зависимость ребенка.

Другой тип семей, где детей воспитывают кропотливо, стараясь сделать из детей вундеркиндов, заставляют заниматься спортом, учить языки, заниматься музыкой. При этом родители замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают, проводят воспитательные беседы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте…”. В таком случае дети чувствуют себя неуверенно, их охватывают обида и ярость, но при этом они осознают свою бессильность. Тогда возникает симметричная конфронтация, на грубость дети отвечают грубостью, на злорадство – злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать.

Ещё один негативный пример семейного воспитания, когда родители формируют у детей ощущение сверх исключительности, то есть позицию “я – лучше других”, “я особенный”, внушая неотразимость. Формируется “комплекс превосходства” – это склонность к преувеличению собственных способностей и достижений. Проявляется, как хвастливость, заносчивость, высокомерие, обесценивание других, сарказм, язвительность. Часто проявляется в форме эмоционального насилия над близкими или значимыми людьми, становится средством манипуляции не столько с целью унижения другого, сколько с целью самовозвеличивания. Такие дети постоянно пытаются конкурировать со сверстниками, даже там, где с ними не собираются соревноваться, они постоянно создают ситуации, где пытаются найти подтверждение своей сверх исключительности, ждут похвалы и признания заслуг. Сформированное чувство превосходства вызывает внутреннее противоречие, поэтому подросток часто находится во внутреннем конфликте и в конфликте с окружением.

В таких ситуациях необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства, попытались гасить в себе недовольство и раздражение, объективно оценили достоинства и недостатки подростка, а также сбалансировали систему обязанностей и прав.

Уважаемые родители, бесспорно, вы должны предъявлять требования к взрослеющим детям, но необходимо принимать нравственно оправданные решения, требования сочетать с доверием и уважением к детям, в противном случае, требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью.

Show Full Content
Назад Дети осужденных ЛИУ-2 и КП-13 стали участниками акции «Школа для всех»
Далее Сезонный упадок сил: простые способы борьбы с осенней хандрой

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

«Переполох в больнице» 

14.03.2020
Close