Давно известно, что семья является первым звеном, которое влияет на социализацию ребенка, на становление его мироощущения, самовосприятия и отношения к другим людям. Именно в семье формируется базовое доверие к миру, закрепляются различные модели поведения, формируется самооценка. На предпочитаемую ребенком модель поведения могут влиять позитивные послания родителей, более того, они помогают достичь адекватного уровня самооценки, выработать навыки конструктивного мышления, удовлетворяют потребность ребенка в принятии и защищённости. Использование позитивного подкрепления на разных стадиях развития ребенка поможет родителям в процессе воспитания. Так что же такое “позитивные послания”?

Позитивные послания – это вербальная (при помощи слов) и невербальная (без слов, с помощью мимики, жестов, интонации) трансляция смысла отношения к ребенку от родителей или других значимых взрослых. Для каждого возраста характерна определенная стадия развития, требующая особого позитивного подкрепления со стороны взрослого. Список подтверждений, указанный ниже, может считаться руководством по выражению принятия и любви к ребенку в соответствии с этапами его взросления и становления как личности. Это не означает, что необходимо дословно повторять все эти послания ребенку, ведь каждая фраза содержит в себе большой спектр ситуаций, в которых необходимо использовать конкретное послание.

От рождения до зрелости ребенок проходит 7 стадий развития. В первой части статьи мы ознакомимся с тремя этапами.

Этапы развития ребенка и родительские послания:

  1. “Быть” от 0 до 6 месяцев. Несмотря на то, что новорожденные буквально не понимают смысл сказанного, зато они прекрасно улавливают посыл, который Вы вкладываете в речь и действия. На этом этапе малыш максимально связан с матерью, лишь от нее зависит, насколько будут удовлетворены все его потребности.
  • Я рада тебе.
  • Ты – наш(а), ты родной(ая).
  • Все, в чем ты нуждаешься, очень значимо для меня.
  • Я рада, что ты – это ты.
  • Я люблю тебя, мне приятно о тебе заботиться.
  1. “Делать” от 6 до 18 месяцев
  • Ты можешь исследовать мир, экспериментировать, и я буду поддерживать и защищать тебя. Другими словами, смысл данного послания заключается в том, что не стоит ограничивать потребность ребенка в познании окружающего мира (Даже если иногда это познание “не очень удобно” для Вас).
  • Ты можешь использовать все твои органы чувств, когда узнаешь мир. Если ребенку хочется что-то укусить, лизнуть, потрогать и др., позвольте ему воспользоваться этой возможностью, разумеется, в допустимых рамках. Ведь именно в этот момент он составляет свое видение и ощущение происходящего вокруг. Именно в эти моменты, когда он действует и познает, ребенок получает опыт, как положительный, так негативный, что не менее важно.
  • Ты можешь делать что-то столько раз, сколько тебе понадобится. Даже если Вы порядком устали от циклично повторяющихся действий, присутствующих в конкретный момент времени у ребенка (разбрасывает все подряд, вытаскивает вещи, а затем их собирает, предпочитает играть исключительно с “шумными”, музыкальными игрушками и т.д.).
  • Ты можешь знать то, что ты знаешь. Ты можешь интересоваться чем угодно. Поскольку ребенок проживает сензитивный период развития, когда психические функции особо пластичны, то он особо любознателен и восприимчив к новой информации. Это проявляется в различении контрастных звуковых сочетаний, в освоении новых звуков, в развитии речевой функции.
  • Мне нравится наблюдать за твоей инициативой, ростом и научением.
  • Я люблю тебя, когда ты активен, и когда ты спокоен.Иногда активная деятельность ребенка, безусловно, “не очень удобна” для родителя, ведь в таком случае, требуется гораздо больше энергии и эмоциональных ресурсов в процессе взаимодействия. Да и к тому же, когда ребенок увлечен каким-либо делом, пребывая в спокойствии, мама может сохранить свои силы. Но бывает и так, что спокойная деятельность утомляет ребенка, и тогда он начинает активно исследовать мир, взаимодействовать с окружающими его предметами вопреки желаниям родителей “немножко отдохнуть”. Вы должны транслировать ребенку, что вне зависимости от его активности, “удобства” или “неудобства”, Вы любите его и позволяете взаимодействовать с миром так, как того хочет Ваш малыш.
  1. “Думать” от 18 месяцев до 3 лет

Это подготовительный этап к следующей – стадии идентичности силы, которая начнется в 3 года. Для этого малышу необходимо научиться думать, принимать решения, решать возникающие сложности и проблемы. Научиться идентифицировать свои чувства, выражать их и справляться с ними.

  • Это нормально – если ты сердишься. Бывает так, что родители подавляют и не принимают проявление эмоций у своего ребенка, причины тому могут быть разные: например, родители так поглощены мыслью о том, что про них подумают окружающие в тот момент, когда ребенок кричит, плачет или сердится, или для них это тяжело переносимые переживания, или родители считают, что “мальчикам плакать нельзя”. В таком случае малыш научается подавлять в себе эмоции, что в дальнейшем приводит к сложностям в понимании переживаемых эмоций и эмоций других людей.
  • Ты можешь говорить “нет” и сопротивляться столько, сколько тебе требуется.Безуспешный способ взаимодействия с вашим ребенком – это битва за власть. Помните, что споры о том, кто прав, кто виноват – нежелательны. Задача родителя в такой ситуации – оставаться устойчивым к сопротивлениям ребенка, при этом рассказывая малышу о переживаемых эмоциях, чувствах (“Мне сейчас очень обидно и больно…”, “Я злюсь, потому что…” и т.д.). В свою очередь ребенок может проявлять упрямство, руководствуясь желанием добиться своего, переставая слушать взрослых. Однако очень важно не путать это ситуативное (временное) проявление ребенка с личностной особенностью. Помимо этого, “бунт” является своеобразным ответом ребенка на давление со стороны родителей, которые не позволяют малышу действовать и самому принимать решения, даже если он пока еще не совсем понимает, как и что следует делать.
  • Ты можешь знать, что тебе требуется и просить помочь тебе.Жизненный опыт малыша, безусловно, невелик, поэтому без помощи близких людей ему не обойтись, в частности это относится к обеспечению безопасности для ребенка в этот период. Для этого необходимо соблюдать здоровый баланс запретов-разрешений, поскольку в этом возрасте продолжает формироваться познавательная активность малыша, стремление познать этот мир. Но если так случается, что родители запугивают ребенка предметами или событиями окружающего мира (“не ходи там”, “не трогай – уронишь”, “не беги – упадешь”, “не смотри…” и т.д.), то у ребенка формируется “выученная беспомощность”. В таком случае ребенок не способен самостоятельно предпринимать какие-либо шаги без помощи взрослых, боится проявлять активность, у него пропадает вера в собственные силы, что, в конечном счете, негативно скажется на самооценке человека.
  • Ты можешь стать отдельным от меня человеком, и я буду продолжать любить тебя.Нарушение сепарации (процесс отделения ребенка сначала от матери, а потом от обоих родителей) неизбежно ведет к неспособности распоряжаться своей жизнью без посторонней помощи. Принятие самостоятельных и разумных решений в таком случае, так же, как и ответственность за последствия, невозможно. Именно поэтому не стоит мешать естественной сепарации. Ведь переход на новый этап развития личности возможен только при отделении своего “Я” от “Я” родителя. Родители должны повысить готовность ребенка воспринимать новую информацию, а не ограждать его от действительности.
Show Full Content
Назад Комплексный центр “Рябинушка” завершил участие в масштабной социальной акции “16 дней против насилия”
Далее Предновогодние мероприятия в клубе “Ученый кот”

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

С 2020 ГОДА БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОМСКИХ СЕМЕЙ, В КОТОРЫХ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЕНЕЦ, СМОГУТ ПОЛУЧИТЬ ФИНАНСОВУЮ ПОМОЩЬ ОТ ГОСУДАРСТВА. С 1 ЯНВАРЯ ПРАВО НА ВЫПЛАТУ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА “ДЕМОГРАФИЯ” ОФОРМИЛИ БОЛЕЕ 3 ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА

29.01.2020
Close