Родители часто жалуются на то, что дети их не слышат. Если у ребенка нет проблем со слухом, то такое поведение ребенка обусловлено незнанием правил общения с ним. Рассмотрим основные причины того, почему дети не слышат своих родителей.
Отсутствие зрительного контакта. В процессе своей деятельности детям свойственно увлекаться. Очень часто дети, которые увлечены игрой, не слышат своих родителей. Поэтому, если вы обращаетесь к ребенку, который чем-то занят, установите с ним зрительный контакт. Когда ребенок отвлечется от игры и обратит на вас внимание, посмотрит вам в глаза – повторите свое обращение или просьбу.
“Два в одном”. Иногда родители сообщают ребенку целую цепочку действий, которая может ускользнуть от его внимания. Не нужно сопровождать свою главную просьбу целым рядом других рекомендаций: “Разденься, помой руки и садись делать уроки”. Вероятность того, что ребенок будет способен вычленить из ваших пожеланий главное, уменьшается. Поэтому лучше эту ошибку не допускать: одна просьба – одно действие.
“Много слов”. Очень часто родители, наблюдая неугодное поведение ребенка, способны выдать тираду, содержащую запрет для ребенка, угрозу наказания за неисполнение требований родителя, обоснование причин запрета, нежелательные последствия, которые уже происходили или могут произойти. В этой ситуации ребенок, скорее всего, вас не услышит, а если и услышит, то не поймет, что конкретно вы от него хотите. Нужно понимать, что дети живут в моменте – здесь и сейчас. Ссылка к прошлому опыту, о котором он якобы должен помнить и сопоставление того, что было раньше с тем, что происходит сейчас, в таких ситуациях работать не будет.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок прекратил что-то делать, не нужно быть многословным. Ваше требование должно быть лаконичным и понятным. Обсуждение этого требования может быть после того, когда вы убедились, что ребенок вас услышал.
Неочевидные просьбы. Очень часто вместо того, чтобы напрямую о чем-то попросить ребенка, родители озадачивают его вопросом, из которого, он якобы должен сделать какие-то выводы: “Тебе нравится ходить в грязной рубашке?”. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-то сделал, не надо задавать вопросы, где он между строк должен понять, что вы от него хотите. Скажите ему об этом прямо.
“Радио”. Часто дети игнорируют родителей, не обращают на их слова никакого внимания, т.к. часто и многократно слышат одно и то же, не сталкиваясь ни с санкциями, ни с наказаниями за неисполнение просьб или запретов. В итоге ребенок понимает – все, о чем говорят родители, так и останется разговором (можно не обращать на это внимание). Для исправления данной ситуации необходимо использовать следующий принцип. Если вы его просите, и он не обращает внимания, вы подходите и убеждаетесь в том, что он вас услышал. Повторное напоминание влечет за собой предупреждение о санкциях за невнимательное отношение к вашим словам. Третья просьба должна сопровождаться санкциями.
Крик. Иногда, чтобы добиться от ребенка послушания, используют крик и считают это чуть ли не единственным способом коммуникации с ребенком. Однако у этого метода есть недостатки. Ребенок игнорирует спокойный голос и понимает, что к родителям нужно относиться внимательно только тогда, когда они кричат. Учитесь быть понятными не только с помощью крика.
“Жизнь у железной дороги”. Те, кто долго живет у железной дороги, не слышит поездов. Происходит это потому, что их психика адаптируется под условия внешней среды. Этот же принцип работает по отношению к детям, которых очень часто одергивают. Дети игнорируют слова родителей потому, что слишком часто, долго и много запретов слышат в свой адрес. Так, когда они слышат поток указаний, они перестают эти указания воспринимать. Для них слова родителей превращаются в белый шум. Ребенок, которому очень часто и много родители запрещают, очередной запрет всерьез не воспринимает. Если вы хотите, чтобы он внимательно относился к вашим запретам, их должно стать меньше. Запрещать стоит только то, что на самом деле является принципиальным и важным.
Комментарии