Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности. Задумайтесь на минуту над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, читаете мораль, допрашиваете, высмеиваете и ворчите? Эти распространённые методы обращения с детьми, даже при самых хороших намерениях родителей, приводят к потере теплых отношений, затрудняют общение. Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребёнком. В статье мы затронем, пожалуй, самую важную сторону общения – общение в семье.

Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей. В семьях, где родители находят время для общения со своими детьми, готовы поговорить с ними по душам, помочь делом и словом, у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах, он верит в себя, хотя способен просить о помощи, и сам умеет принимать решения.

Самооценка не передается по наследству, она приобретается. И происходит это в семье, созданной родителями. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это то, насколько мы себя ценим, это фундамент уверенности в себе. Самооценка позволяет быть уверенным делать что-либо, справляться с поставленной задачей. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

Если внимания со стороны родителей не хватает – ребенок чувствует себя ненужным, формируется ощущение своей невысокой ценности. В дальнейшем это помешает построить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, с будущим супругом. В отношениях он выстраивает “оборонительную стену”, из-за чего испытывает чувство одиночества и оказывается в полной изоляции. В дальнейшем отсутствие самостоятельности приводит к зависимости от подсказок, оценок, советов окружающих.

Однако, если внимания слишком много, если родители стремятся контролировать, не оставляя шансов проявлять самостоятельность, то это нарушает личные границы ребенка. При таком подходе вырастить самостоятельную независимую личность невозможно, к тому же этот стиль воспитания, как и при недостатке внимания, содержит элементы психологического насилия.

Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: “Меня не любят”. Доводы о том, что “Я о тебе забочусь” или “Ради твоей же пользы” дети не слышат, точнее, не понимают смысл слов. Тон важнее слов, и если он сердитый, резкий, строгий, то вывод однозначный: “Меня не любят, не принимают”. Иногда это оформляется в ощущение себя “плохим”, “не таким”, несчастливым. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимание папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье. Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши взаимоотношения носят эмоционально-конфликтный характер. А если сегодня ваши взаимоотношения гармоничны, то эти знания помогут вам в дальнейшем избежать тех трудных ситуаций, которые могут назреть в ваших семьях.

В основу семейного воспитания следует положить другие принципы. По словам семейного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, главный принцип, без которого сложно наладить отношения с ребенком, – это безусловное принятие. Любить просто за то, что он есть, а не потому, что он красивый, умный или отличник. Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда он понимает, что его любят, несмотря ни на что. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Признание ребёнка – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах. Он должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, стараются вместе с ним разобраться, что побудило совершить тот или иной поступок, и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере, и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть поступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им. Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка. Это может быть выделенное место в квартире для его рисунков, стихов, поделок, грамот, благодарственных писем. Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим. Если же такое случится, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.

Родительская любовь – не менее значимый принцип. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации причина не только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Как часто приходиться слышать, что очень заняты, много работаете, и не хватает времени на общение с детьми. Подобное поведение нарушает следующий важный принцип общения в семье.

Принцип доступности. Быть доступным – это значит: в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на “потом”. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственными детьми – это не значит, без конца читать им мораль или делать с ними уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь, можно воспитывать ответственность и самодисциплину.

Воспитание ответственности и самодисциплины напрямую зависят от стиля поведения родителей в семье. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Миссия родителей – научить ребенка быть ответственным за свои поступки. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы воспитания.

Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать ограничение. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку “нет”. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой – запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем собственный авторитет.

           Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка – кропотливый труд отца и матери.

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание говорить родителям правду. Авторитет родителей не “приобретается” автоматически с появлением ребенка, он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Родителям, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, необходимо учиться у своих детей, стараться быть не только полезными, но и интересными для них.

Надеюсь, что поднятая в статье тема не оставила вас безучастными, так как успех воспитания ребенка напрямую связан с тем, насколько грамотно выстроены в семье взаимоотношения между родителями и детьми.

Статью подготовила Костюкова Наталья Николаевна,

психолог бюджетного учреждения Омской области

“Центр социальной помощи семье и детям

(с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад Родители, будьте внимательны! Простые правила “Как обезопасить ребенка от несчастного случая”
Далее В первый день лета, 1 июня, во многих странах мира отмечают важный праздник – Международный день защиты детей
Close

Следующая запись

Close

Опрос по болевым точкам. Примите участие в общероссийском опросе!

11.02.2022
Close