1. Общение с ребенком

         Речь формируется в непосредственном общении ребенка с родными и близкими людьми. Поэтому так важно с рождения разговаривать с малышом. Говорить нужно медленно и спокойно, сохраняя доброжелательную интонацию. Следует произносить слова правильно, не сюсюкая и не коверкая их. Даже если ребенок еще совсем не умеет говорить необходимо сохранять диалоговый формат общения. Делать паузы, в которые ребенок может ответить звуком, жестом или мимикой. Можно и нужно повторять по несколько раз те слова и звуки, которые забавляют и радуют кроху, он с особенной охотой будет стараться их воспроизвести.

         Даже если вы отлично понимаете жесты и мычание малыша не стоит торопиться выполнять его просьбы, стимулируйте попытки произнести слово. Находясь на прогулке или купая ребенка нужно комментировать происходящее, подражать звукам, стимулировать звукоподражание у малыша. Например: “Вода капает – кап, кап, …”, “Машина тарахтит -тррррр…”, “Воробей чирикает – чирик, чик-чирик…” и т.д. Говорить нужно медленно с яркой артикуляцией, давая ребенку возможность ее рассмотреть. Обязательно с рождения стоит говорить, что именно взрослый собирается делать с ребенком. Например: “Ты мокрый, давай-ка поменяем тебе пеленку”, “Ты голодный, я буду тебя кормить”, “Сейчас я буду тебя купать” и т.д.

         Поскольку эти действия и слова часто повторяются, ребенок очень скоро запомнит их, начнет связывать и понимать, что сейчас будет происходить. Это не только помогает сформировать пассивный словарь, но и делает ребенка более спокойным и уверенным.

Следует с самого начала говорить о правилах, даже если ребенок пока не в состоянии их выполнять. Например: “Ты хочешь заняться другой игрой? Хорошо, давай тогда поставим на место эти игрушки”. Так малышу гораздо легче будет принять правила и выполнять он их начнет раньше.

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики

         Мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи. Упражнений на ее развитие огромное количество, начиная с развивающего коврика в кроватку, лоскутов из разной по текстуре ткани, мешочков заполненных разными по размеру и форме зернышками. С ростом и развитием ребенка это могут быть и просто бытовые навыки. Можно научить ребенка самостоятельно чистить вареное яйцо, шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки и крючки. Нажимать на кнопки, проталкивать монеты в прорезь копилки и т.д.

         Занятие лепкой из пластилина и глины, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусин, игра в песке и сортировка мелких предметов – все эти занятия пойдут на пользу ребенку.

         Также для развития речи применяется массаж пальцев и ладони малыша, в сочетании с ритмичными детскими потешками, пальчиковые игры (“Сорока-белобока”, “Семья”).

         Можно использовать театр теней, создавать из пальчиков необычных животных и заставлять пальчики складываться и двигаться в непривычном положении.

  1. Артикуляционная гимнастика

         Чтобы произносить непростые для ребёнка звуки, его органы артикуляции должны быть сильными, гибкими и подвижными, уметь совершать тонкие сложные движения и переходы.Этому учит артикуляционная гимнастика. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в форме интересной игры.Это увлечёт ребенка, и процесс развития речи будет происходить быстрее и успешнее.

Для начала следует рассказать и показать ребёнку, находясь перед зеркалом, про органы артикуляции, называя их: губы, язык, зубы и щеки.Занятие проводится перед зеркалом так, чтобы ребёнок зрительно воспринимал движение рта и языка при произношении звуков взрослого.

Вместе с ребёнком пойте звук сначала тихо, затем громко, отрывисто и протяжно.Повторяйте игру несколько раз.

А – открыть широко рот.

О – сделать кругленькие губы.

У – сделать губы “трубочкой”.

И – улыбаться.

Э – приоткрыть рот, высунуть язык.

Для нормального произношения звуков и хорошего развития языка, необходимо верное дыхание, которое способствует лучшему звучанию голоса.Ровные вдох и выдох – это важные условия для мягкого и неторопливого звучания голоса, для перехода от спокойной речи к звонкой тональности и обратно.Неправильное дыхание может быть причиной тихого звукопроизношения, нарушения плавности речи.

Самое простое и полезное артикуляционное упражнение, с которым может справиться годовалый малыш – это дутьё. Можно научить ребенка задувать свечку, дуть в дудочку, дуть через соломинку в воду так чтобы вода забулькала, так можно играть  и во время купания. Можно вместе выдувать мыльные пузыри и дуть на них удерживая над собой как можно дольше. Сдувать со столика мелкие бумажки.

“Мяч в воротах”

Сделать мяч из ваты. Установить ворота из кубиков и вытянув губы “трубочкой” с силой подуть на шарик, произнеся звук “у”, забить гол.

 

“Кораблик”

Сделайте бумажный кораблик. Налейте в таз воды.Для плавного движения кораблика дуйте на него спокойно, произнося звук “ф”.Для имитации порывов ветра, сложите губыпроизнося звук “п”.При этом щеки не надувая.

Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время умывания или прогулки.

 

“Улыбка- трубочка”

Поочерёдно растягиваем в улыбке губы, затем вытягиваем в трубочку, произнося последовательно звук “и”, затем ” у”.

 

“Забор”

Растягиваем губы в улыбке, сомкнув зубы.

 

“Тик- так”

Высунуть кончик языка. Тянуть сначала влево, затем вправо – тик – так, имитируя движение часиков.

 

“Качели”

Высунуть кончик языка и тянуть его вниз, к подбородку, затем вверх, к носу.

“Чистим зубки”

Провести кончиком языка, как зубной щеткой, по верхнему ряду зубов сначала снаружи, затем внутри. Также по нижнему ряду.

 

 

“Лошадка”

         Цокать язычком, широко открывая рот.

 

“Прятки”

         Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше. Затем прячем, так несколько раз.

“Воздушный шарик”

         Надуваем щеки, затем “лопаем” их пальчиками.

“Хомячок”

         Надуваем поочередно то одну щеку, то другую.

 

 

Show Full Content
Назад Семейная линия 8 800 3006 003
Далее “Научная лаборатория” в домашних условиях

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Информация о действующих на безвозмездной основе кружках, секциях, клубах по интересам для детей на территории Черлакского муниципального района

03.12.2019
Close