- Общение с ребенком
Речь формируется в непосредственном общении ребенка с родными и близкими людьми. Поэтому так важно с рождения разговаривать с малышом. Говорить нужно медленно и спокойно, сохраняя доброжелательную интонацию. Следует произносить слова правильно, не сюсюкая и не коверкая их. Даже если ребенок еще совсем не умеет говорить необходимо сохранять диалоговый формат общения. Делать паузы, в которые ребенок может ответить звуком, жестом или мимикой. Можно и нужно повторять по несколько раз те слова и звуки, которые забавляют и радуют кроху, он с особенной охотой будет стараться их воспроизвести.
Даже если вы отлично понимаете жесты и мычание малыша не стоит торопиться выполнять его просьбы, стимулируйте попытки произнести слово. Находясь на прогулке или купая ребенка нужно комментировать происходящее, подражать звукам, стимулировать звукоподражание у малыша. Например: “Вода капает – кап, кап, …”, “Машина тарахтит -тррррр…”, “Воробей чирикает – чирик, чик-чирик…” и т.д. Говорить нужно медленно с яркой артикуляцией, давая ребенку возможность ее рассмотреть. Обязательно с рождения стоит говорить, что именно взрослый собирается делать с ребенком. Например: “Ты мокрый, давай-ка поменяем тебе пеленку”, “Ты голодный, я буду тебя кормить”, “Сейчас я буду тебя купать” и т.д.
Поскольку эти действия и слова часто повторяются, ребенок очень скоро запомнит их, начнет связывать и понимать, что сейчас будет происходить. Это не только помогает сформировать пассивный словарь, но и делает ребенка более спокойным и уверенным.
Следует с самого начала говорить о правилах, даже если ребенок пока не в состоянии их выполнять. Например: “Ты хочешь заняться другой игрой? Хорошо, давай тогда поставим на место эти игрушки”. Так малышу гораздо легче будет принять правила и выполнять он их начнет раньше.
- Упражнения на развитие мелкой моторики
Мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи. Упражнений на ее развитие огромное количество, начиная с развивающего коврика в кроватку, лоскутов из разной по текстуре ткани, мешочков заполненных разными по размеру и форме зернышками. С ростом и развитием ребенка это могут быть и просто бытовые навыки. Можно научить ребенка самостоятельно чистить вареное яйцо, шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки и крючки. Нажимать на кнопки, проталкивать монеты в прорезь копилки и т.д.
Занятие лепкой из пластилина и глины, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусин, игра в песке и сортировка мелких предметов – все эти занятия пойдут на пользу ребенку.
Также для развития речи применяется массаж пальцев и ладони малыша, в сочетании с ритмичными детскими потешками, пальчиковые игры (“Сорока-белобока”, “Семья”).
Можно использовать театр теней, создавать из пальчиков необычных животных и заставлять пальчики складываться и двигаться в непривычном положении.
- Артикуляционная гимнастика
Чтобы произносить непростые для ребёнка звуки, его органы артикуляции должны быть сильными, гибкими и подвижными, уметь совершать тонкие сложные движения и переходы.Этому учит артикуляционная гимнастика. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в форме интересной игры.Это увлечёт ребенка, и процесс развития речи будет происходить быстрее и успешнее.
Для начала следует рассказать и показать ребёнку, находясь перед зеркалом, про органы артикуляции, называя их: губы, язык, зубы и щеки.Занятие проводится перед зеркалом так, чтобы ребёнок зрительно воспринимал движение рта и языка при произношении звуков взрослого.
Вместе с ребёнком пойте звук сначала тихо, затем громко, отрывисто и протяжно.Повторяйте игру несколько раз.
А – открыть широко рот.
О – сделать кругленькие губы.
У – сделать губы “трубочкой”.
И – улыбаться.
Э – приоткрыть рот, высунуть язык.
Для нормального произношения звуков и хорошего развития языка, необходимо верное дыхание, которое способствует лучшему звучанию голоса.Ровные вдох и выдох – это важные условия для мягкого и неторопливого звучания голоса, для перехода от спокойной речи к звонкой тональности и обратно.Неправильное дыхание может быть причиной тихого звукопроизношения, нарушения плавности речи.
Самое простое и полезное артикуляционное упражнение, с которым может справиться годовалый малыш – это дутьё. Можно научить ребенка задувать свечку, дуть в дудочку, дуть через соломинку в воду так чтобы вода забулькала, так можно играть и во время купания. Можно вместе выдувать мыльные пузыри и дуть на них удерживая над собой как можно дольше. Сдувать со столика мелкие бумажки.
“Мяч в воротах”
Сделать мяч из ваты. Установить ворота из кубиков и вытянув губы “трубочкой” с силой подуть на шарик, произнеся звук “у”, забить гол.
“Кораблик”
Сделайте бумажный кораблик. Налейте в таз воды.Для плавного движения кораблика дуйте на него спокойно, произнося звук “ф”.Для имитации порывов ветра, сложите губыпроизнося звук “п”.При этом щеки не надувая.
Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время умывания или прогулки.
“Улыбка- трубочка”
Поочерёдно растягиваем в улыбке губы, затем вытягиваем в трубочку, произнося последовательно звук “и”, затем ” у”.
“Забор”
Растягиваем губы в улыбке, сомкнув зубы.
“Тик- так”
Высунуть кончик языка. Тянуть сначала влево, затем вправо – тик – так, имитируя движение часиков.
“Качели”
Высунуть кончик языка и тянуть его вниз, к подбородку, затем вверх, к носу.
“Чистим зубки”
Провести кончиком языка, как зубной щеткой, по верхнему ряду зубов сначала снаружи, затем внутри. Также по нижнему ряду.
“Лошадка”
Цокать язычком, широко открывая рот.
“Прятки”
Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше. Затем прячем, так несколько раз.
“Воздушный шарик”
Надуваем щеки, затем “лопаем” их пальчиками.
“Хомячок”
Надуваем поочередно то одну щеку, то другую.

Комментарии