Родительский сценарий начинает работать ещё за долго до появления в семье малыша. Это действие идёт из поколения в поколение без условностей и запретов, если родители не подвергают критике подход к воспитанию. Ребенок начинает считывать эмоции, манеру поведения, характер родителей невербально ещё до того как научится понимать речь. Чувство эмпатии у детей развито гораздо больше, чем у взрослых, поэтому истинное родительское отношение и пример укладываются в подсознание ребенка довольно чётко и надёжно. Даже в случае, когда человек объективно понимает ущербность родительского влияния на формирование отношений в семье, зачастую изменить модель сценария довольно сложно. Потому что детское подсознание эффективно работает во взрослой жизни и определяет стереотип мышления и поведения, свойственный родителю, закладывает привычки, традиции переходящие в новую семью.

К примеру, девочка с детства наблюдала ссоры родителей, воспринимая ситуацию обычной, единственно возможной. В будущем она станет похожей на свою маму (в большинстве случаев), чтобы выбрать мужа по образу отца, потому что более удачная модель семьи у нее в сознании, возможно и появится в течение жизни, но до подсознания не дойдет. Таким образом, девочка не только воспроизведёт семейные традиции повторно, став несчастной как её мама, но и сделает несчастным своего мужа, по образу отца.

Всё было бы не так печально, если бы сами родители осознанно не формировали у детей ложные представления о своей личности, её возможностях, а так же направленности. Зачастую ребёнок живёт узким сознанием родителей, не способных его расширить. Те традиции, которые помогали жить бабушке с дедушкой, могут быть совершенно не актуальны для подрастающего поколения. Однако, ребёнку продолжают навязывать “истинные” ценности, зачастую противоречащие его индивидуальности. На пример, “нельзя выделяться, будь таким как все”, “чтобы добиться успеха, нужно много и тяжело работать”, “ты не готов, у тебя не получится” и т.д.

Обычно, родители не понимают силу воздействия своих слов и продолжают “ломать” индивидуальность ребенка в полной уверенности, что корректно осуществляют воспитательный процесс. Опять же потому, что их воспитывали по данной стратегии, модель которой они закладывают в своих детей. Казалось бы – замкнутый круг. Но разомкнуть его можно, если человек достаточно осознанный и понимает причины и следствия.
Ведь не достаточно определить диструктивность своего воспитания и спокойно обижаться на родителей в полной уверенности, что ничего изменить нельзя. Понимать особенности своего воспитания, а главное иметь желание их исправить – залог успешной работы с психологом и тематической литературой. Кстати, обиду в данном случае тоже необходимо проработать. Потому что, если вас чему-то не научили родители, это не значит, что следует ограничиться моделью их воспитания.

Совершенно не обязательно жить ценностями и желаниями своих родителей, которые закладывают нам с детства, компенсируя собственные неудачи. На пример, отец, который не добился успеха в спорте, стимулирует сына заниматься футболом, при том, что сын тяготеет к музыке. Люди тратят многие годы своей жизни на осуществление родительских желаний, выдаваемых за их собственные, а в итоге становятся несчастными. Потому что изначально дети стремились к другим горизонтам.

К сожалению, многие люди не в состоянии перейти к изменению родительского сценария, воспринимая это как отказ от собственных родителей, хотя личный жизненный опыт и знания подсказывают нужное направление. Подобные ситуации несут в себе цикличность повторения однотипных ошибок и, соответственно, результата. Другой момент заключается в адекватном восприятии родителями ребёнка, который решил существовать согласно своим личностным установкам и направленности. Довольно часто такие дети сталкиваются с осуждением и непониманием со стороны родителей, сознание которых остается на столько узким, что даже попытка его изменения не представляется возможной. В данном случае, единственно верным остаётся демонстрация любви и заботы о родителях, но следование своим взглядам на жизнь.

Статью подготовила

Шевченко Елена Давидовна,

психолог бюджетного учреждения

Омской области “Центр социальной помощи

семье и детям (с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад Студия “Маршрут успеха” помогает детям поверить в себя, а родителям лучше понять своих детей
Далее ОМИЧИ МОГУТ НАЙТИ АДРЕСА ПУНКТОВ ВАКЦИНАЦИИ У СЕБЯ В ТЕЛЕФОНЕ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close

Следующая запись

Close

Литературный музей им. Ф.М. Достоевского 28 января представит программу “Нескучный музей”

27.01.2022
Close