Благодаря весенней самоизоляции и дистанционному обучению абсолютное большинство родителей и учеников научились ценить труд учителей и возможность посещать школу. Главной радостью осени 2020 для родителей учеников остается то, что школы вновь открыли свои двери и начали учебный год практически в обычном режиме. Но даже в привычном формате обучения для многих школа становиться испытанием. Ежедневное выполнение домашнего задания доставляет немало хлопот родителям, а детям – слез и разочарований. А между тем всех этих драм вполне реально избежать, если осмыслить и принять некоторые факты.
- Школа – это не главное дело всей жизни ребенка! Да, да, именно так! На данном жизненном этапе оно важное, но не главное. Главное: здоровье, нормальное физическое развитие, уверенность в себе и в завтрашнем дне, понимание своего места в семье и в жизни, здоровые мама и папа, теплые, доверительные отношения с ними, а вовсе не школа. Как ни странно, нередко даже самые чуткие родители забывают об этом и ставят школу во главу угла.
Из практики: Девочку 10 лет привели на консультацию из-за слабой успеваемости и прогулов уроков. Мама переживала из-за потери интереса к учебе и неприятных разговоров с классным руководителем. Просила специалиста помочь дочери. В разговоре с психологом ребенок пожаловался на плохой сон, ощущение вялости, плохую память и сниженное настроение. Из-за этого ей трудно учиться, а она не хочет расстраивать маму двойками: “Мама с бабушкой потом на меня орут”, поэтому решила вообще не ходить в школу. По рекомендации специалиста семья обратилась к врачу, у девочки были диагностированы гормональные нарушения и назначено лечение.
- Хорошие оценки в школе не являются гарантом успешного будущего ребенка. Далеко не всегда отличники в школе оказываются счастливыми и успешными людьми во взрослой жизни. Если мы понимаем школу как некую подготовку ко взрослой жизни – об этом не стоит забывать.
- Плохие оценки ребенка также не являются признаком будущего неуспеха и не всегда характеризуют интеллектуальные способности ребенка. Школьные отметки зависят от огромного количества факторов, но среди них, интеллектуальные способности ребенка, как правило, занимают далеко не первое место. Например, в школе у Д.И. Менделеева была тройка по химии.
- Ребенок имеет право не понимать! Порой – даже очевидные задачи. Это может происходить по разным причинам. Иногда бывает так: просто встретилось одно незнакомое или малознакомое слово, и размышления над ним уводят ребенка в сторону от поставленного вопроса. Также восприятию может помешать эмоциональное состояние и многое другое.
Из практики: Девочку 9 лет привели на консультацию. Ребенок успешно учится, отличница по всем предметам, кроме английского. С учителем контакт хороший, атмосфера в классе доброжелательная, но предмет не дается совсем, тройки-двойки. В дальнейшем выяснилось, что еще в возрасте пяти лет девочка оказалась свидетелем того, как ее любимый дед очень эмоционально и крайне негативно высказывался об американцах, и о том, как русский язык в последнее время портится англоязычными заимствованиями. Так эмоции одного члена семьи повлияли на успеваемость другого.
- Ребенок имеет право забыть! Память – сложная функция, ученые по сей день полностью не разобрались, как она работает, и тот факт, что ученик постоянно что-то забывает, вовсе не означает, что он ленится или плохо готовится.
- Ребенок имеет право не хотеть учиться! Мы все хотим видеть своих детей радостно бегущими в школу, с горящими глазами “вгрызающимися” в гранит науки, но… Вспомните себя, разве вам все и всегда было интересно в школе? Разве вы не любили больше выходные и каникулы?
Итак, что мы реально можем сделать для наших детей, как мы можем помочь им учиться лучше?
– Оборудуйте удобное место для выполнения домашнего задания.
– Постарайтесь создать условия, чтобы во время занятий ребенка ничего не отвлекало.
– Заразите интересом к учебе собственным примером. Если вас ничего не интересует – не стоит ждать интереса от ребенка.
– Никогда не ставьте под сомнение компетентность учителя при ребенке, если не собираетесь его сменить в ближайшее время.
– Отвечайте на вопросы ребенка и помогайте, когда он об этом просит.
– Все, что ребенок в состоянии сделать сам – пусть делает самостоятельно. Предоставьте ему эту возможность, и наделать ошибок в том числе. Лучше, если это случится еще в начальной школе. Так вы научите его самостоятельности и ответственности.
Однажды, как и для вас когда-то, для вашего ребенка прозвенит последний звонок, и то, как он будет вспоминать школьные годы, с улыбкой и теплотой или со страхом и разочарованием, зависит и от вас тоже. Ваше адекватное и ответственное отношение к школе, поддержка и отсутствие осуждения очень поможет стать вашему ребенку успешным учеником.
Комментарии