Жук Зоя Васильевна, специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания и организационного обеспечения,

Пироженко Юлия Григорьевна, психолог отделения социальной реабилитации инвалидов

Современное общество постоянно развивается, и одним из факторов его развития можно считать включение в социум людей с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурная реабилитация, проводимая специализированными учреждениями, является основным методом по достижению высокого уровня социальной жизни инвалидов. Это один из способов приобщения детей-инвалидов к активной жизни общества.

Социокультурная реабилитация на сегодняшний день является одним из современных и действенных направлений комплексной реабилитации инвалидов, главная задача которой – приобщение детей и подростков к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни. Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями.В связи с этим имеется необходимость в постоянном развитии и усовершенствовании подходов, форм и методов социальной работы с инвалидами.

Существует огромное количество разнообразных форм и методов социокультурной реабилитации.Разнообразие методов социокультурной реабилитации дает возможность использовать их потенциал в полной мере. Хотелось бы выделить такие методы, как арт-терапия иигровая терапия. Приведу описание перечисленных методов социокультурной реабилитации.

Арт-терапия – один из видов психотерапии, лечение приобщением к искусству. С этой целью с клиентом либо обсуждаются произведения искусства, либо используются переживания творца – искусство служит для него возможностью самовыражения, отвлекающим средством. К арт-терапии относятся библиотерапия, музыкотерапия, кинотерапия и т.д.

Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье. Арт-терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегчает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.

В творческом процессе инвалид становится более открытым, чем в повседневной жизни. Даже рисуя что-то свое, в присутствии арт-терапевта, инвалид проходит терапию, которая способствует активизации собственного эмоционального и творческого потенциала, приводит к гармонии душевного состояния. Кроме того, созданные творческие работы в дальнейшем могут оцениваться окружающим, и тогда воздействие осуществляется за счет более глубокого понимания и принятия клиентом самого себя. Этот эффективный метод активно используется в работе Комплексного центра Омского района, в  2019 году такую услугу получили 349 детей-инвалидов. Поделюсь некоторыми наработками наших специалистов.

Ежегодно в Омском муниципальном районе в декабре проходит творческий фестиваль среди детей и молодежи с особенными возможностями здоровья “Парус надежды” в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов. Не стал исключением и прошлый год. Мероприятие прошло в Иртышском Доме культуры. Организаторы фестиваля подарили детям яркий, запоминающийся праздник. В течение года специалисты центра выявляли творчески одаренных детей, работали с родителями, в итоге на фестиваль заявилось 67 участников по следующим направлениям: декоративно-прикладное творчество, вокал, хореография и художественное слово. Одни ребята читали стихи и пели песни, другие своими руками приготовили поделки. Номинанты поочередно выступали со своими номерами, а все присутствующие с трепетом и волнением наблюдали за происходящим. “Для ребят это мероприятие – преодоление себя, а для нас, родителей, стимул и мотивация не останавливаться на достигнутом результате и двигаться дальше, помогать, поддерживать, учить” – говорит Елена Таробрина.Спасибо организаторам такого нужного  фестиваля, ведь он помогает детям раскрыть свои способности и таланты”.

Согласно Плана основных мероприятий, проводимых на территории Омской области в рамках Десятилетия детства, специалисты бюджетного учреждения Омской области “Комплексный центр социального обслуживания населения Омского района” прошедшим летом организовали праздник под названием “Лето в пользу” для детей с особенностями развития на базе санатория-профилактория “Коммунальник” в формате “Уик-энд”.Задачи мероприятия: укрепление физического и психического здоровья детей и их семей; формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе; формирование у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение.

На празднике детей ожидало множество сюрпризов: специалисты центразоотерапии  “Дверь в лето”, постоянные партнеры центра,  порадовали детей общением с хвостатыми друзьями ипозанимались с детьми  физкультурой, для участников праздника был организован мастер-класс по аква-гриму и росписи пряников. Мультипликационные герои Фиксики провели профилактическую акции “Безопасное лето” и рассказали как нужно вести себя на природе, чтобы не попасть в беду.

Организаторы праздника сняли эмоциональное напряжение у детей; поработали над творческими и коммуникативными способностями, а также помогли преодолеть им собственные комплексы. Благодаря материальной помощи от  спонсора, все дети получили угощение.

Помимо мероприятийсотрудники центра организуют разнообразные экскурсиидлядетейиихродителейвобразовательные,культурные учреждения (кино, театры, музеи) г. Омска. Среди детей и их родителей такие экскурсии пользуются популярностью, ведь они способствуют духовному обогащению детей. Так, в течение года ребята, состоящие у нас на обслуживании,вместе с родителями,посетили Омский зоопарк, дендрариум, станцию юных натуралистов, выставку “Космодрайв”, музей просвещения,государственный областной художественный музей “Либеров-центр”. Подобные мероприятия расширяют кругозор и учат детей видеть прекрасное в повседневной жизни.

Коллективы многих учреждений идут навстречу просьбам наших специалистов и организуют посещения для детей-инвалидов бесплатно. Так, осенью прошлого года, был организован культпоход на благотворительный детский спектакль “Винни-Пух. Счастье из лоскутков” в театр современной драматургии “Арт-центр на Любинском”. Всего спектакль посетило сто человек.Происходящее на сцене было близко для восприятия детей, наверное, потому, что частично создавали его их ровесники: декорации для него придумывали и создавали дети от 7 до 17 лет под руководством бутафора, художника сценариста (дети приходили к нему заниматься каждую неделю). Авторы данного проекта получили грант молодежного форума “РИТМ”. “Сказочный лес”в постановке строили “юные мастера”, они же построили жилище для Винни Пуха, Хрюни, Тигрули, Совы и Ослика Иа.

После спектакля участники благотворительного мероприятия, родители подходили к  автору проекта, драматургу Светлане Баженовой и благодарили за возможность посетить спектакль, получить новые знания и за полученное удовольствие.

Среди детей пользуются популярностью выставки и экскурсии с участием животных. Общение с животными для ребенка – это яркий, запоминающийся эпизод в его жизни, который благотворно влияет на развитие. Контакт с ними доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции. Для организаторов зоотерапия  является средством, с помощью которого они активизируют познавательную и сенсорную сферу ребенка. В январе этого года дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители посетили выставку “Кошкин дом” с участием животных, которые не представляют опасности для ребят, в основном это домашние питомцы. Ихбыло представлено более 20 видов: от огромного и серьезного мейн-куна до стройного сфинкса. Всех животных можно было погладить и покормить.

Возможность контактировать детям с животными дает им массу положительных эмоций и благотворно влияет на их физическое и психическое состояние. Согласно теории ученых, при прикосновении людей к животным происходит энергетический обмен, в ходе которого питомцы забирают на себя весь человеческий негатив, включая их болезни, и отдают свою здоровую энергетику.Таким образом, каждый ребенок, посетивший выставку, ушел оттуда в хорошем настроении и с восторгом на лице.

Библиотерапия и её социокультурная реабилитационная направленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Благодаря библиотерапии ребенок может почувствовать себя героем какого-либо произведения и вместе с ним пережить различные ситуации. Все это помогает анализировать и найти пути решения личных неразрешенных проблем. Тем более что возможность использовать этот метод есть практически в каждом селе. В качестве примера можно привести одно из заседанийклуба “Радуга”для детей-инвалидов, котороепровели специалист отделения социальной реабилитацииинвалидов центра М.В.Шашкова и библиотекарь Красноярской библиотеки-филиала Е.Н.Сергеева. Оно было приурочено к юбилею писателя-натуралиста В. Бианки.Детям рассказали об удивительном творчестве художника слова, ученого-энциклопедиста Виталия Бианки, который разработал для детей новые жанры в литературе – сказки и рассказы о природе. Автор, как зоркий наблюдатель, с любовью отбирал для детей в своих произведениях научный материал, прививая через него понимание и любовь к природе.Специалисты провели с детьми беседу и викторину по интересным фактам из жизни животных. Участники мероприятия активно рассуждали, что необходимо заботиться о братьях наших меньших, беречь и любить природу. Еще ребята участвовали в увлекательном и загадочном конкурсе на знания и чуткость –распознавание по магнитной записи голосов лесных птиц и животных и звуков погодных явлений. Погрузившись в мир природы, дети также увлеченно выполнили творческое задание – лепку из пластилина любимых животных.Такое совместное творчество не только развивает моторику рук детей, но и несет в себе воспитательное и эстетическое воздействие.В завершение все вместе весело поиграли в знакомые игры: “Совушка сова” и “Умедведя во бору”. Преисполненные  любопытства и уважения к богатому и загадочному  миру  природы и творчества писателя участники “Урока доброты” полным составом отправились за книгами.

Игровая терапия – метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.Игровая терапия – это комплекс реабилитационных игровых методик, форм, средств, ситуаций. Уникальность игротерапии состоит в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде, хотя эмоциональное отражение (катарсис) их достаточно реально. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции инвалида.

В дни осеннихшкольных каникул специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения Омского района организовали выездные мероприятия и помогли разнообразить досуг детей из 4 сельских поселений Омского муниципального района.

Независимо от того, в каком классе и насколько успешно учится ребенок – все ученики ждут школьные каникулы, чтобы отдохнуть от школьной нагрузки, восстановить силы, да и просто вволю погулять и  повеселиться. Психологи отделения реабилитации инвалидов  подготовили игровую программу для ребят младшего школьного возраста с особенностями развития здоровья, целью которой было укрепление физического и психического здоровья детей и формирование первичных представлений о безопасном поведении зимой.

“У семей, воспитывающих детей с инвалидностью, возникают сложности в передвижении на большие расстояния, – говорит психолог Юлия Пироженко, – поэтому не всемогут посещать экскурсии, праздники и другие культурные мероприятия, которые регулярно организуют специалисты Центра. “Праздник дома” – хорошая возможность для них пообщаться с другими детьми, получить положительные эмоции, психологическую разгрузку”.

6 ноября группа специалистов Комплексного центра побывала в Ачаирском и Усть-Заостровском сельских поселениях, 7 ноября – в Петровском, а 8 ноября – в Троицком СП, где провели игровую программу “Веселые каникулы”. Герои мультфильмов – ростовые куклы Мишка Тедди, Тигр и Фиксики  провели с ребятами интересные конкурсы (по рисованию, с воздушными шарами), рассказали им о безопасном поведении зимой и провели спортивные соревнования при помощи тимбилдингового оборудова-ния (надувных предметов), благодаря которому конкурсы были не только яркими, веселыми, но и зрелищными. Оборудование для тембилдинга нашим артистам на время проведения мероприятий предоставили  партнеры из фонда социальных проектов “Территория милосердия”. Организаторы уверены, игровая программа принесла пользу и оставила яркий след в сердцах детей и их родителей.

Второй год Комплексный центр сотрудничает с центром зоотерапии “Дверь в лето”, который реализует президентский грант “Мобильная канистерапия”. В рамках этого сотрудничества дети получали услуги психолога, инструктора ЛФК, дефектолога в Магистральном, Комсомольском, Троицком, Лузинском и Иртышском сельском поселениях. Финальное мероприятие прошло в Комсомольском поселении, где дети участвовали в развлекательной программе, а по завершению получили сладкие подарки и мягкие игрушки.

В июне ребята участвовали в организованном празднике Омской федерации ездового спорта и центра зоотерапии “Дверь в лето” “Хвостатый забег”.Физический недуг не помешал им  в этот день покорить  стометровку под аплодисменты зрителей. Победители получили медали и подарки, а все участники заряд бодрости и хорошего настроения.

В целях реабилитации инвалидов психологи и специалисты центра используют в своей работе компьютерные технологии. В конце 2019 года в БУ “КЦСОН Омского района” для детей с особенностями развития и здоровья внедрена новая услуга – дистанционное предоставление услуг. Дистанционное общение специалиста Комплексного центра  и ребенка между собой  проходит на расстоянии – через интернет.

 Такой вид услуги удобен для людей из отдаленных мест или тех, кто  по каким-то причинам не имеет возможности выехать из села. В этом случае дистанционное общение приходит на помощь, оно проходит в любом месте и в удобное для клиента время. Ребенок во время занятия находится в привычной для него обстановке. Отпадает проблема доставки, а гибкий график позволяет совмещать занятия с другими обучающими программами.

“Занятия проводятся в игровой форме с применением интернет-ресурсов. Программа занятий составляется с учетом возрастных особенностей и пожеланий родителей или законных представителей ребенка. Для этого нужен доступ в интернет и специальная программа,”–  рассказывает специалист по реабилитации инвалидов отделения социальной реабилитации инвалидов Вера Юрьевна Христенко, педагог с большим стажем. Занятия по социокультурной реабилитации проводятся  для разных возрастных групп: это могут быть как общие развивающие занятия, так и по определенным темам.

Этот вид общения уже востребован жителями Омского района. Тем, кто желает воспользоваться новой услугой, достаточно сообщить о своем желании в отделение социальной реабилитации инвалидов и иметь в доме интернет и компьютер. По заявке клиента специалист выедет на место, познакомится с ребенком и его родителями, где обговорят программу и график занятий, а также имеющиеся противопоказания по здоровью.В перспективе запланировано групповое общение инвалидов посредством “Скайпа”.

Активно развивается работа в социальных сетях. Так, в “Одноклассниках”  зарегистрирована группа БУ “КЦСОН Омского района”, где печатаются объявления о наших мероприятиях, проходят фотоконкурсы. Один из последних – “Моя мама лучше всех”, приуроченный к празднику 8 марта. Итоги интернет-конкурсов подводятся в стенах Комплексного центра, где награждаются их победители, а участникам вручаются сетрификаты.

Вышеперечисленные методы призваны помочьребенку-инвалиду освоить и закрепить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Как показывает практика, использование данных методов социокультурной деятельности способствует улучшению качества жизни инвалидов. Описанные выше методы развивают доверие, интерес, эмпатию, коммуникативную компетентность, формируют навыки эффективного поведения в социальных ситуациях, реалистичные представления о себе, адекватную самооценку и самоприятие, расширяют сферы интересов, развивают мотивацию достижения успеха, формируют доверие к миру и чувство безопасности.

Социокультурная реабилитация имеет огромный потенциал положительного воздействия на жизнедеятельность инвалидов. Главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. Именно такие методы как арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия и игровая терапия позволяют достичь желаемого результата в данной задаче. Все эти методы активно применяются в Комплексном центре Омского района

Show Full Content
Назад Онлайн-проект #культурадома помогает омичам оставаться на связи с омскими театрами и музеями
Далее Ежемесячную выплату на детей от 3 до 7 лет установят сразу на год. Финансовую помощь омичи начнут получать с 1 июня

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close

Следующая запись

Close

Многие хотят знать, а возможно ли отоспаться впрок или это всего лишь миф?

25.05.2021
Close