В БУ “КЦСОН Кормиловского района” в 2019 – 2020 гг. реализовывался социальный проект “Шаг за шагом”, получивший поддержку Фонда президентских грантов. В рамках проекта дети посещали кулинарный кружок “Вкусные истории”, развивающую студию “Маршрут успеха” и учились навыкам шитья в швейной мастерской “Шить легко”. В проекте приняло участие 30 детей, которые занимались малыми группами.

Студию “Маршрут успеха” посещали 15 подростков из семей находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации. В работе с такими семьями можно отметить, что показателем семейного неблагополучия являются сами дети: у них сложные взаимоотношения со сверстниками, они тревожны, бывают агрессивными, с трудом усваивают образовательную программу. Все это приводит к формированию искаженных качеств характера, в дальнейшем – к асоциальному поведению. Родителям не всегда удается самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией. Поэтому семье необходима помощь специалистов. В процессе формирования личности таких детей социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Психологом проведена первичная и заключительная диагностика подростков. Проведены следующие пакеты диагностик:

-диагностика и развитие социальной ответственности у подростков;

– диагностика личностных отклонений подросткового возраста;

– оценка психологических факторов и предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков.

Первичная диагностика подростков в умении общаться со сверстниками показала: низкий уровень составлял – 33%, средний – 40% и высокий всего – 27%, но после упражнений на повышение самооценки и на принятие себя показатели изменились: низкий уровень составил всего – 7%, средний – 20 %, а высокий вырос до – 73%.

Данные диагностики в умении общаться с взрослыми следующие – начальные показатели: низкий уровень – 40%, средний – 40% и высокий всего 20%. В ходе проекта с детьми были проведены упражнения на понимание взрослых. Ребята сделали вывод, что взрослые тоже имеют право на ошибки и что общение с ними им также необходимо, как и взрослым. Подростки пришли к пониманию, что взрослые могут быть друзьями, которые будут поддерживать в трудные минуты. Заключительная диагностика наглядно показала, как изменилось отношение у подростков к взрослым: низкий уровень стал – 13%, средний – 33%, а высокий – 54%.

В результате занятий у ребят изменилось мнение по всем параметрам, и они приобрели необходимые навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни.

Занятия проходили в спокойной обстановке, звучала релаксационная музыка. Каждый ребенок мог высказать свое мнение по всем вопросам, не опасаясь, критики. На занятиях ребята примеряли на себя разные социальные роли и пробовали определить, в какой из них им более комфортно. Дети изучали себя. Учились принимать себя и любить такими, какие они есть. В ходе проекта подростки нашли себе новых друзей, научились бесконфликтному общению.

Проводились упражнения:

1.”Меня зовут …. Я люблю себя за то, что …” – дети придумывали себе имена, как бы они хотели, чтобы их звали. Находили в себе те качества и поступки, за которые сами себя могли похвалить.

2.”Рецепт хорошего дня” – дети придумывали и делились с присутствующими, что им нужно, чтобы день был хорошим и удачным, чтобы им было комфортно.

3.”Я злюсь, когда …” – ребята пытались определить причины своего гнева. Затем проводилась беседа, как можно научиться управлять своим гневом.

4.”Гора” – подростки пытались преодолевать те преграды, которые они испытывают при общении со сверстниками или взрослыми.

Большой популярностью пользовалось упражнение “Маяк” направленное на снятие психоэмоционального напряжения, гармонизацию внутреннего состояния, во время которого, дети под спокойную, тихую музыку занимались визуализацией.

Коррекция была направлена на повышение самооценки, на принятие себя, на развитие умения налаживать отношения с взрослыми и одноклассниками, умение быть толерантными к людям. На умение в различных ситуациях принимать правильные решения.

В работе студии применялись разнообразные методики: наблюдение, тестирование, проективные и коррекционные методики, беседа, опрос. Вследствие чего у подростков были сформированы умения конструктивного взаимодействия и личностного роста, необходимые в процессе адаптации в условиях образовательного учреждения и подростковых сообществ.

В рамках проекта работа проводилась не только с ребятами, но и с их родителями. На первой встрече проведена диагностика детско – родительских отношений. По итогам диагностики  оказаны групповые и индивидуальные  консультации родителям. Темы консультаций “Семейные ценности взаимоотношений в семье”, “Развитие ребенка и его ресурсы”. Родителям даны рекомендации на темы: “Помощь  ребенку при страхе, при тревожности”; “Как разрядить негативные эмоции”; “Помощь при гневе, агрессии и злости” и др. Также родителям были вручены листовки с “Десятью заповедями для родителей” – это советы, которые помогут родителям лучше понять своего ребенка,  найти  с ним общий язык, и найти выход из любой  трудной ситуации.

С родителями проводилась игра “Встань на мое место” с помощью, которой взрослые могли переместиться в детство, почувствовать себя подростками, и прочувствовать то, что они ощущали, когда были в возрасте своих детей. Такие игры помогают родителям быть ближе к своим детям, лучше понимать их состояние в той или иной ситуации и пробуждают  желание принимать участие в жизни своего ребенка.

Статью подготовили:

Сердюк Татьяна Михайловна,

аналитик  БУ “КЦСОН Кормиловского района”,

Путилова Римма Викторовна,

психолог БУ “КЦСОН Кормиловского района”.

Show Full Content
Назад Комендантский час для детей и подростков в Омске в 2021 году
Далее Родительский сценарий в жизни взрослых детей

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close

Следующая запись

Close

После уроков!

17.12.2019
Close