Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление, способствует развитию речевых навыков и умений, ребенок учится согласовывать свои действия с другими участниками игры, применять на себя различные личностные качества, а также находить выходы из различных ситуаций и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка. Существует огромное количество игр: дидактические, словесные, настольные, подвижные, театрализованные. Сегодня мы поговорим о сюжетно – ролевой игре.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети “одевают” на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны. Сюжетно – ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно.
Сюжетно-ролевая игра включает следующие взаимосвязанные компоненты:
- Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова “как будто”.
- Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т. д.
- Роль. Во время игры ребенок не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.
- Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор “мамы” и “дочки”, диалог “продавца” и “покупателей”, “врача” и “пациента”. В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.
- Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в “кабинете”, чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать “больного” и ставить диагноз.
Интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни. Изначально это проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: “посещение больницы”, “поход в магазин” и т. д.
Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка:
- В игре придумывается сюжет – развивается фантазия.
- В игре ведутся диалоги между играющими – развивается речь.
- В игре используются заместители предметов – развивается воображение.
- Придумываются костюмы – дети проявляют творчество.
- В игре познается окружающий мир.
- В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
- Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).
Необходимо помочь детям овладеть ролевыми играми. Для начала предложить несложные сюжеты игр, поощрять в ребенке все проявления инициативы и фантазии, проводить театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего дошкольного возраста близки и понятны сказки о взаимодействиях животных с людьми, дети этого возраста охотно берут на себя роль животных.
Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
Автор статьи: Павлова Светлана Гаджиевна, психолог бюджетного учреждения Омской области “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”