Все дети имеют разные способности к обучению, кто-то “хватает на лету”, а до кого-то доходит “как до жирафа”. Почему? Процесс усвоения информации довольно сложная вещь, и включает в себя большое количество различных факторов, в том числе органического происхождения. Но если исключить патологию, то можно выделить основные факторы успеваемости современных детей.

Обучение детей в современной школе наиболее тесно связано с такими функциями головного мозга, как произвольное внимание и память. Они развиты у всех в различной степени, их можно и нужно тренировать. Ребенок от рождения не знает, как наиболее эффективно использовать свой мозг, поэтому родителям необходимо помочь ему научиться учиться, развивая объём памяти и внимания, а также обучить его некоторым приемам обработки информации.

Чтобы помочь малышу сосредоточиться перед выполнением домашнего задания, можно предложить ему следующие упражнения:

  • Рисунок двумя руками. Пусть возьмет в каждую руку по карандашу и от центра листа, двумя руками одновременно, на одном уровне, нарисует две простых геометрических фигуры. Например, два треугольника. Получилось? Продолжаем далее в обе стороны до конца строчки. Следующими пусть также нарисует круги, затем квадраты или прямоугольники. Нужно стараться, чтобы фигуры получались ровными и примерно одного размера.
  • Дайте ребенку по половинке тетрадного листа в каждую руку. Попросите его одновременно смять листы руками. А теперь смятые листы необходимо одновременно расправить.

Такие упражнения помогают сосредоточиться, настроиться на рабочий лад и развивают межполушарные связи.

  • Пересказ текста. Это упражнение само по себе является прекрасной тренировкой памяти. Учителя нередко задают его на дом, но далеко не всегда объясняют детям, как правильно это делать. Поэтому будет хорошо, если вы обучите школьника приемам работы с текстом.
  • Вдумчивое чтение. Начать нужно с выразительного чтения текста вслух. Так дети лучше понимают суть и развитие сюжета, а также, проговаривая, задействуют артикуляционную память.
  • Если текст большой, нужно разбить его на несколько смысловых блоков и составить план рассказа по ключевым словам.
  • Если материал запоминается плохо, можно попробовать предложить ребенку пропеть текст или прочитать его как какой-нибудь персонаж, то, что ярко эмоционально окрашено, запоминается лучше.
  • То, о чем вы читаете, нужно стараться ярко визуализировать. Спросите, как он себе представляет героев, то место, где они находятся и т.д.
  • Если текст короткий и его нужно просто заучить, например, правило русского языка или аксиому, то можно написать его левой рукой. Письмо нерабочей рукой обеспечит дополнительные усилия, такая работа обычно запоминается очень хорошо.
  • Если рассказывать текст нужно завтра, напомните ребенку обязательно прочитать его перед сном.

Для тренировки памяти можно использовать следующие упражнения:

  • Добавь свое. Взрослый предлагает поиграть в такую игру: придумывается несложный сюжет, например, поход в магазин или поездка в путешествие. Родитель начинает: “Я положил в тележку (чемодан) футболку”. Ребенок должен повторить предложение с самого начала и добавить что-то своё. Например: “Я положил в тележку (чемодан) футболку и шорты”, следующий игрок также повторяет предложение сначала, добавляя еще один предмет и т.д. В такую игру лучше играть всей семьей. Это упражнение отлично развивает слуховую память и не требует особой подготовки или специально выделенного времени.

Это упражнение хорошо тренирует зрительную память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как правило, это либо робот, либо инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

Внимание тесно связано с интересом и поэтому подразделяется на произвольное и непроизвольное. Сначала у детей возникает непроизвольное внимание. Подчиняя своё внимание вначале словесным указаниям учителя, ребенок постепенно научается сам формулировать стоящие перед ним задачи и организует своё внимание. Это требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность. Со временем за счет этого формируется произвольное внимание.

Свойства внимания имеют разное влияние на успешность обучения. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, а обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Поэтому,развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.

Существует множество игр и упражнений на развитие различных свойств внимания. Например, можно поиграть так:взрослый называет ребенку различные слова: стул, тарелка, солнце, каша, заяц, ветка и т.д. Ребенок внимательно слушает и топает ногой тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. В другой раз предложите, чтобы ребенок хлопал в ладоши каждый раз, когда услышит слово, обозначающее животное. Затем усложните задание, объединив действия, т.е. малыш,топает ногой, когда слышит слова, обозначающие посуду, и хлопает,когда слышит слова,обозначающие животных. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, “а”). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Вместе порадуйтесь успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: “В каждой строчке зачеркни букву “а”, а букву “т” – обведи”. Или так: “Зачеркни букву “а”, если перед ней стоит буква “д”, и подчеркни букву”а”, если перед ней стоит буква “к”. Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить ребенка.

Как видите, помощь ребенку в обучении не требует каких-то сложных, особых навыков, 15-20 минут занимательных игр в день окупятся сторицей. И помните, для того, чтобы мозг хорошо функционировал, ему нужно полноценно отдыхать. Не пренебрегайте режимом дня. Младшему школьнику ежедневно необходимо 10 часов непрерывного сна, а также – активные игры на свежем воздухе.

Show Full Content
Назад Флешмоб “поблагодарите маму”!
Далее Комплексный центр “Рябинушка” завершил проект “Крылья ангела”, посвященный Дню матери

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close

Следующая запись

Close

Всемирный день кукольника в театре «Арлекин»

21.03.2020
Close