Нет ни одного ребенка, который хотя бы однажды не солгал. Он полагает, лучше сказать неправду, если вещь в своем истинном виде выглядит непривлекательно. Ложь – начало серьезных проблем в отношениях родителей с детьми, главная из которых – доверие. Как же вести себя родителям, чтобы сохранить доверие, поощрить искренность, не переходя границ личного мира ребенка? Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого человека различными способами (например, умолчание).

         К 4-м годам дети осознают, что обманывать нехорошо. Например, более 90% 5-летних детей утверждали, что говорить неправду плохо, тогда как среди 12-летних этот показатель снижается до 30%. Среди 5-летних 75% уверяли, что никогда не лгали, а среди 12-летних ни один не решился утверждать подобное. В возрасте 5-6 лет ребенок пытается отделить реальность от фантазии. И в этот момент важно почувствовать и поддержать это стремление.

Когда и почему дети лгут?

Взрослые люди лгут чаще, чем отдают себе в этом отчет, и совершенно не задумываются над тем, как это отражается на детях. Родители желают защитить ребенка от жестокости реального мира (развод родителей), и, говоря неправду, создают мир иллюзорный (образ Деда Мороза). Нужно помнить лишь о том, что столкновение с реальностью рано или поздно неизбежно произойдет.

Причины, по которым дети лгут, разнообразны, соответственно, различие между видами лжи обуславливается мотивами, которые побуждают ребенка обманывать. Прежде всего, родителям необходимо выяснить мотивы лжи, тогда легче будет принять решение, как себя вести.

Основные мотивы лжи:

  • Стремление избежать наказания.
  • Желание получить что – то, чего иначе не получишь.
  • Самозащита или защита другого человека.
  • Желание избежать стыда.
  • Защита своего внутреннего мира.
  • Оправданная ложь.

Как надо вести себя родителям ребенка,

который стал обманывать?

  1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Дети быстро понимают, как можно манипулировать родителями, которые не могут договориться друг с другом.
  2. Сдерживайте свои обещания. Будьте внимательны к своим словам – обещайте только то, что сможете выполнить, это касается как поощрений, подарков, так и наказаний.
  3. Создавайте отношения, построенные на доверии, в таком случае ребенку незачем будет врать.
  4.  Помогите детям понять, насколько наши желания могут влиять на наши мысли. Например, вы говорите: “Я могу представить, как сильно тебе хотелось новую куклу, если ты, действительно, поверила, что тебе ее подарили. Но ты сама понимаешь, что ты ошиблась, и нам придется ее вернуть”.
  5. Подумайте, почему ребенок стал вас обманывать:

– может быть он боится говорить вам правду, тогда не будьте с ним слишком строги.

-возможно, он кого-то копирует. Дети очень хорошо разбираются, где правда, а где ложь. Будьте с ребенком предельно откровенны и правдивы.

– может быть в жизни ребенка слишком много запретов и для того, чтобы удовлетворить свою природную любознательность, активность, ребенок вынужден говорить неправду.

  •  Если ребенок признался во лжи, не нужно его наказывать, иначе вы рискуете правду от него слышать все реже.
  • Говорите о своем ребенке хорошо, обсуждайте не его личность, характер, а его поступки. “Ты у меня такой честный, почему же в этот раз не сказал правду?” вместо “Тебе только 6 лет, а уже врешь. Хочешь вырасти лгуном?”
  • Пусть ребенок сам устраняет последствия лжи: просит прощения, возвращает игрушки, ищет в магазине такую же конфету, как пообещал.
  • Наказание должно быть эквивалентно проступку и с учетом возраста. Наказывать нужно за конкретный проступок, после подробного обсуждения. Исключите жесткие, длительные наказания – например, месяц без компьютера, неделя без прогулок, час стояния в углу. Подобные наказания ожесточают ребенка, он замыкается, пытается в следующий раз скрыть от вас что-то еще более тщательно.
  •  Если ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте его, а лучше расскажите историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей. Обсудите поведение героев, оцените насколько они правдивы и правы.
  • Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет: лучше, чтобы была “невежливая” правда, чем “вежливая” ложь.
  •  Поощряйте искренность ребенка. Его забавы не должны быть связаны с обманом.
  •  Родители должны научиться переключать фантазию и творческую активность детей в нужное русло. Можно, например, предложить им записывать свои приключения или переносить на бумагу в виде комиксов.

Важно слышать от родителей, что они самые лучшие!

Show Full Content
Назад Центр помощи семье и детям (с социальной гостиницей) приглашает посетить вебинар “Применение проективного теста “Автопортрет” при диагностике самооценки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации”
Далее Девиз наш, как у солнышка: “светить расти и жить”: в “Рябинушке” вновь открылись реабилитационные группы для детей с инвалидностью

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Зовём Вас на экскурсию и мастер-класс «Юный пиццайоло»

28.03.2020
Close