Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.

Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Подростковый возраст, по мнению многих исследователей, имеет переходный характер. С одной стороны, подросток ощущает себя вполне взрослым и стремится это подчеркнуть, с другой — ему явно не хватает опыта для конструктивного поведения во многих сложных ситуациях. Вместе с тем подростковый возраст имеет важное значение для формирования различных навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Так в подростковом возрасте подросток учится взаимодействовать с окружающими, проявляет себя как личность.

В связи с этим развитие межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность. Главным видом деятельности является общение со сверстниками. Межличностные отношения в подростковом возрасте отличаются рядом особенностей. Если в общении с взрослыми подросток старается подчеркнуть свою независимость, то в отношениях со сверстниками подросток боится оказаться в изоляции. Из-за того, что подростки не в полной мере владеют навыками взаимодействия им сложно поддерживать межличностные отношения с окружающими. Причин и трудностей довольно много: эгоизм подростков, категоричность в суждениях, неспособность эмпатии и др.

Потребность во взаимодействии со сверстниками обусловлена тем, что поведение подростков по своей природе является коллективно-групповым. Потребность в межличностных отношениях подростков:

  • Взаимодействие со сверстниками позволяет подросткам узнать ту информацию, которую они в силу разных причин не могут спросить у своих родителей. Например, подавляющая часть подростков пополняет свои знания о сексуальной жизни посредством общения со сверстниками. Такой обмен крайне необходим, так как отсутствие или недостаток данной информации могут быть причиной задержки психофизического развития подростка или придать его сексуальным потребностям нездоровый характер.
  • Специфичность межличностных отношений подростков. Совместное время провождения и разнообразная деятельность подростков, способствует тому, что у них постепенно вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, формируется умение действовать в коллективе, отстаивать собственные права, соотносить свои интересы и желания с общественными.
  • В рамках межличностных отношений подростки учатся добиваться определенного положения и статуса в группе сверстников. В результате данной деятельности подростки соревнуются друг с другом, что служит хорошей жизненной школой в дальнейшем.
  • Специфичность эмоционального контакта между подростками. В том случае, если группа подростков достаточно хорошо сформирована и устойчива, то есть взаимоотношения в ней основаны на уважении и товариществе, то принадлежность подростка к такой группе дает ему определенную эмоциональную устойчивость и чувство благополучия.

Подростки имеют потребность принадлежать к какой-то группе или общности, показать личностные качества и умения, «выделиться» среди сверстников. Противоречие состоит в том, что, несмотря на сильную потребность в социализации, каждый подросток очень трепетно относится к своему внутреннему миру, он стремится к пространственной автономии и неприкосновенности личностного пространства.

Особенность межличностных отношений юношей имеет ряд характерных отличий от межличностных отношений девушек. Юноши стремятся создать вокруг себя группу сверстников, в которой они будут несомненным лидером, либо войти в уже «готовую» группу, и проявив все свои личностные качества, стать если не лидером, то ее явным ведущим членом. Взаимодействуя со сверстниками, юноши всеми силами добиваются признания своей ценности и уважения в коллективе. Кроме того, им важно чувствовать эмоциональную сопричастность и слитность с группой. Вне зависимости от той цели, которую преследуют юноши в коллективе сверстников, для каждого важна комфортность нахождения в данной группе. Особенность межличностных отношений между девушками состоит в том, что они отличаются высоким уровнем вербального взаимодействия друг с другом.

В отличие от юношей, девушки не так активно и легко принимают в свою компанию других девушек, поэтому зачастую их компания всегда значительно меньше по количеству участников. Можно сказать, что межличностные отношения девочек-подростков основаны на качестве (малом количестве участников группы, длительные и проверенные отношения), то межличностные отношения подростков-мальчиков основаны на количестве (большое количество участников группы). Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам группы.

Таким образом, межличностные отношения подростков направлены на удовлетворение их потребности в общении со сверстниками, они облегчают процесс социализации в обществе, овладение необходимыми умениями и навыками.

Статью подготовила Павлова Светлана Гаджиевна 

психолог бюджетного учреждения Омской области

“Центр социальной помощи семье и детям

(с социальной гостиницей)”

Show Full Content
Назад Что такое эмоциональный интеллект и для чего его развивать?
Далее Лечебный и профилактический массаж для взрослых и детей с помощью массажных мячей
Close

Следующая запись

Close

Губернатор Александр Бурков подписал указ о предоставлении ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет

10.04.2020
Close