Составитель: О.Д. Перницкая,

специалист по реабилитационной работе

в социальной сфере бюджетного учреждения Омской Области

“Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”

Цель: снятие напряжения, тревожности, вхождение в свободное от стресса пространство.

Целевая аудитория: мужчины и женщины, находящиеся в кризисной ситуации.

Кадровое обеспечение: психолог / специалист по реабилитационной работе в социальной сфере.

Материально-техническое обеспечение: помещение (кабинет) с раковиной для мытья рук, аудиотека с записями различных музыкальных произведений, столы, стулья, листы бумаги (формат А4) с выполненным контурным рисунком, изображающим животное (в технике “дудлинг”), наборы гелевых ручек, цветных карандашей, фломастеров (на каждого).

Количество участников: занятие проводится с группой (3-5 человек).

Продолжительность: 60 минут.

Ход занятия:

  1. Вводная часть (1 минута)

Цель: настроить участников на работу.

Содержание: приветствие, сообщение темы занятия.

Комментарий ведущего: “Займите удобное для вас место там, где вы будете комфортно себя чувствовать. Сегодня на занятии мы будем учиться раскрашивать животных в необычной, новой для вас технике”.

  1. Беседа (5 минут)

Содержание: ведущий знакомит с новой техникой рисования – “дудлинг”, рассказывает о способе раскрашивания дудл-иллюстраций. Обращает внимание на то, что для выполнения задуманной работы будут использоваться черно-белые картинки животных. Показывает несколько изображений, обращает внимание на то, что каждый рисунок выполнен в технике “дудлинг”. На каждый образ животного накладывается свой неповторимый узор.

      Комментарий для ведущего: “Сегодня мы мысленно перенесемся в наше детство. Вспомните, чем вы любили заниматься, когда были детьми? (Ответы участников).

      Сегодня я хочу предложить вам заняться рисованием, а точнее – раскрашиванием, как в детстве. Перед тем, как мы начнем рисовать, я познакомлю вас с необычной техникой, которая называется “дудлинг”. В чем же ее уникальность?

      Дудлинг (doodling) как стиль рисования происходит от английского слова doodle (бессознательные каракули). В такой технике могут работать все, даже те, кто никогда не занимался рисованием. Изображения в технике “дудлинг” могут быть на разную тематику. Основой дудл-иллюстраций являются повторяющиеся текстуры и орнаменты, которые сплетаются в абстрактном узоре или конкретном образе. Данный стиль рисования является свободным и предлагает безграничные возможности для самовыражения на листе бумаги.

      Сегодня мы будем раскрашивать черно-белую картинку животного, выполненного в технике “дудлинг”. Обратите внимание на эти изображения (использование показа). На каждом изображении животного свой неповторимый узор. Он состоит из мелких деталей – точек, завитков, прямых и изогнутых линий.

  1. Упражнение “Животные” (9 минут)

      Содержание: ведущий проводит упражнение по авторской методике психолога Юлии Костиной “Животные” (приложение 1).

Комментарий для ведущего: “Перед тем, как вы выберите для себя образ животного, с которым будете работать, я предлагаю послушать описания некоторых животных, характеризующие их.

  1. Подготовка к работе (2 минуты)

      Содержание: ведущий предлагает участникам выбрать для раскрашивания картинку с животным по желанию. Рассказывает, в чем будет заключаться работа. Говорит о том, что для творчества можно использовать любой материал (гелевые ручки, карандаши, фломастеры). Объясняет, что с цветовой гаммой можно экспериментировать.

      Комментарий для ведущего: “Перед тем, как приступить к раскрашиванию, подумайте, образ какого животного вы хотели бы выбрать.

      Наша творческая задача заключается в том, чтобы заполнить базовые контуры цветом. В раскрашивании не существует правил и ограничений. Для творчества можно использовать любой материал. Если вы решите использовать карандаши или ручки – это ваш выбор. Нравятся фломастеры? Раскрашивайте ими.

Постарайтесь не включать логику, когда приступаете к раскрашиванию. Не думайте о том, почему рука потянулась к фиолетовому карандашу или взяла розовый маркер. Это совершенно неважно. Доверьтесь себе и делайте, как хочется. Голова не желает отпускать контроль над ситуацией? Закройте глаза и выберите подходящий цвет “вслепую”, на ощупь. Не переживайте о том, правильно или неправильно выбран оттенок. Случайностей не бывает. Если в руки попал именно этот цвет, им и воспользуйтесь”.

  1. Раскрашивание (35 минут)

Содержание: под музыкальное сопровождение участники приступают к раскрашиванию.

Материалы: листы бумаги (формат А4) с выполненным контурным рисунком, изображающим животное (в технике “дудлинг”), наборы гелевых ручек, цветных карандашей, фломастеров (на каждого).

  1. Рефлексия (8 минут)

Цель: получение обратной связи от участников.

Содержание: групповое обсуждение работ. Вопросы индивидуально к каждому участнику.

Комментарий для ведущего: “Посмотрите, какие необычные рисунки у нас получились”.

Вопросы к обсуждению:

– С чем связано, что Вы выбрали именно это животное?

– В чем Ваше с ним сходство?

– Чем Вы отличаетесь от него?

– Как проявляются данные особенности в Вашей жизни?

– В чем они помогают Вам, в чем мешают?

– Хотели бы Вы что-то изменить в этих особенностях?

– Как этого можно достичь?

– Что Вы готовы сделать для этого сейчас?

– Каким животным хотели бы быть? С чем это связано?

Арт-терапия: авторская методика “Животные”

(психолог Ю. Костина)

         Посредством арт-терапевтических техник можно преодолеть барьеры рационального мышления и через образы соприкоснуться с бессознательным, что делает арт-терапию уникальным и универсальным средством в работе.

         Так, опосредованно, через образ животного, можно помочь человеку безопасно исследовать собственные личностные особенности, типичные модели поведения, установки. Методика подходит как при первой встрече с клиентом, так и в последующей работе.

         В методике приводится описание различных животных, выделены несколько отличительных особенностей каждого из них.

         Инструкция: прослушайте характеристики всех животных и выберите картинку с тем из них, которое, как Вам кажется, наиболее характеризует Вас (в большей степени схоже с Вами).

         ОПИСАНИЕ ЖИВОТНЫХ:

         Лошадь – сильное, большое и очень доброе животное. Лошадки любят свою семью и защищают ее от врагов. С древних времен человек использует лошадь для выполнения тяжелой работы. Лошадь умна и сообразительна, быстро запоминает дорогу к дому и может сама вернуться с самого далекого пастбища. Лошади хорошо дрессируются, они слушаются своего хозяина.

         Лев – хищное животное, большое и сильное. Лев – царь всех зверей. Чаще всего львы ведут себя спокойно, поскольку хорошо понимают, что мало кто может с ними конкурировать. Если же дело доходит до драки, лев представляет огромную опасность для врага за счет своей силы и массы. С давних времен лев считается символом храбрости, мужества и отваги.

         Слон – спокойный, добродушный и доброжелательный, с философским складом мышления и неторопливостью в выводах и поведении. Физически он очень выносливый и сильный. Иногда в нем будут бушевать страсти, он способен на большие подвиги во имя любви. В исключительные моменты способен растоптать конкурента. Мудрость к слону приходит с укреплением фундамента знаний – только так он сможет пройти по своему пути.

         Лиса – очень красивое животное. У неё мягкая и пушистая шёрстка, которая может быть от серо-желтого до огненно-рыжего цвета. Лиса – очень хитрый зверь, она придумывает всякие уловки и хитрости, заметает свои следы пушистым хвостом и запутывает их так, что ее трудно найти. Она пойдет на все, чтобы получить желаемое.

         Мышь – маленькое серенькое животное, трудолюбивое и доброе. Мыши осторожны, передвигаются бесшумно, и, при малейшей опасности, сразу быстро убегают или затаиваются. В ночные часы активны, а дневное время проводят в своих норках.

         Волк – чаще всего предстает существом агрессивным, которого следует опасаться. Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Одиночки среди этих хищников встречаются очень редко. Наоборот, волки приспособлены к групповому образу жизни: они горячо привязываются к другим членам стаи.

         Заяц – обаятельный, мягкий, беззлобный и добродушный. Эмоционально очень подвижен, ведет себя легко и естественно в отношениях. Заяц имеет тенденцию к непредсказуемости, некую двойственность, как будто прыгает из стороны в сторону. Ему легко чувствовать опасность, он умеет хитрить и путать следы, поэтому и траектория жизни неровная.

         Медведь – способен переносить невзгоды и преодолевать трудности. В нем нет подлости и стяжательства. Его внутренняя сила тяготеет к проявлению справедливости и отстаиванию собственных убеждений. За видимой простотой Медведя кроется недюжинный интеллект, за прямотой – способность вести “свою игру”, за спокойствием – огромные резервы включения мощи и агрессии.

         Кошка – весьма чистоплотна и самостоятельна, обладает чутьем и интуицией и умеет четко отличать добро и зло, хорошую и плохую энергию, светлых и темных людей. Она любопытна и пронырлива, обожает новости и хочет все увидеть и услышать первой. В лидеры не метит, ей удобней устроиться рядом с лидером, получая все блага и принося пользу своими талантами и умениями.

         Собака – хочет приносить пользу и быть оцененной по справедливости. Собаку отличают верность и преданность, она не склонна к предательству.

Show Full Content
Назад “Кем вас считает ваш ребенок?”
Далее Как современной маме оставаться счастливой и полной сил?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Следующая запись

Close

Предновогодние мероприятия в клубе “Ученый кот”

18.12.2020
Close